Надень улыбку - и не звезди!
Казахстанский
дизайнер Сергей ШАБУНИН (на снимке) показал свои модели в Париже, заключил несколько контрактов и понял, что Европу нам не покорить. Модный Казахстан там не знают и не горят желанием знать.- Для Парижа казахстанская мода примерно то же, что для нас передовая техника из Уругвая. В лучшем случае - забавно. Так что никто не испытывает особого интереса к дизайнерам из Казахстана. Организаторы салона даже не смогли найти в своей базе флаг Казахстана, да и название страны было написано с ошибкой. Грустно. Вообще отношение к постсоветским странам очень напряженное. Потенциальные партнеры боятся срыва контрактов. Да и мы сами не можем уверенно гарантировать своевременные поставки - задержатся на таможне ткани или произойдет какой то очередной дефолт. У нас же вечный форс-мажор.
- И на какой рынок нам стоит делать ставку?
- Я считаю, что ориентироваться стоит на Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию, Эмираты, Турцию. Эти страны нас знают, они богатые и не боятся наших цен. Но проблема в том, что и на Восток можно попасть только через европейские салоны.
- Президент постоянно призывает делать ставку на малый бизнес, то есть, получается, на вас. Так что же надо изменить, чтобы вам жилось хорошо?- Чтобы произошли изменения внизу, надо что-то поменять вверху. Причем на самом верху. Вот процитирую прекрасное высказывание акима Восточно-Казахстанской области Бердыбека Сапарбаева: “Почему у нас так много миллиардеров - потому что только в Казахстане у них есть возможность свои таланты развивать”. Человек, что называется, хотел кинуть леща, но этими словами обрисовал всю ситуацию. У нас свои таланты могут развивать те, кто у власти. Как бы ни били себя некоторые кулаком в грудь и ни говорили о достижениях отечественной медицины и образования, но почему-то из вышестоящих лиц никто не хочет ни лечиться в Казахстане, ни учить своих детей здесь.
- Почему мы до сих пор ходим в китайских шмотках?
- Да потому, что мы сырьевая страна, нам куда проще пробурить скважину и продавать нефть, чем развивать какой-то бизнес. На становление и развитие любого дела понадобится минимум лет пять. А тут сделал дырку в земле - и качай!
Казахстанская мода не нужна не только в Европе - она самому Казахстану не нужна. Мы никогда не сможем конкурировать ни с топ-брендами, уже сделавшими имя, ни с ширпотребом Китая и Киргизии…
- Но наши дамы из модных домов регулярно сообщают о том, как они потрясают российский и европейский модный мир.
- В таких ситуациях хочется сказать - не звездите! Просто узнаваемый почерк - это еще ничего. Важны продажи, а нас не покупают. Все наши дизайнеры живут за счет частных заказов, а не благодаря производству. Тот же дом моды “Сымбат” зарабатывает тем, что шьет школьную форму по госзаказу, сдает в аренду площади и имеет платное учебное заведение. Я заключил контракт с бутиком в Лондоне, мою одежду будут выпускать в Кувейте, Нью-Йорк сделал пробный заказ. Но это все не делает погоды даже лично для меня. Дизайнер может состояться только на тиражах.
- Еще ваши коллеги уверяют, что Восток - это нечто очень яркое и пестрое, а на последней Неделе моды коллекции были серо-бурых цветов.
- Даже если мы будем показывать перья в заднице и бриллианты в ушах, журналы, ориентирующие людей на мировые тенденции, все равно заставят выбрать что-то другое. Хотя у каждой страны есть свои предпочтения в одежде. В Европе, например, одежда “вкусная” - хорошая, дорогая, но ее носят слегка небрежно. Мы же заложники одежды, причем сами возвели ее в культ: если стрелка на брюках, то идеальная, чтобы порезаться.
- А можно по одежде узнать наших сограждан за границей?
- С первой секунды, и одежда здесь ни при чем. У казахстанцев всегда опущены уголки рта и очень много пафоса в манере держать себя. Самый важный алматинский понт - это быть одетым во все брендовое, узнаваемое. А на голове, чтобы был огромный “кокошник” - очки в стразах.
- Что будем носить этой весной?
- Мастхевен сезона - это капитанская фуражка, берет с пайетками, слава богу, ушел в прошлое. Вообще, главное направление - это тема путешествий, хоть костюм железнодорожника носите. Модны пастель, бежевый цвет, ненавязчивый цветочный принт. Настоящий писк - огромные сумки, связанные в стиле макраме. Вернулись пояса, причем на этот раз узкие. Подпоясывается все, что только можно, - от легких вещей до зимней верхней одежды.
- Ну а что такое надо надеть, чтобы все мужчины провожали взглядом?
- Улыбку. Необязательно выглядеть суперпупермодно, не нужны дорогие шмотки. Можно одеваться и на барахолке. Я сам там часто покупаю вещи и считаю, что нечего этого стыдиться. Для женщины достаточно быть ухоженной и излучать позитив.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

