Талгат АКУОВ: Не спрашивайте мужа, сколько он тратит на любовницу
Неизбежны только смерть и налоги. Так считают европейцы, которых приучили: неуплата налогов является серьезным - если не самым страшным - преступлением перед государством. Алматинские налоговики, опубликовав недавно списки должников, рассекающих на престижных иномарках (см. “Полубоги не платят налоги”, “Время” от 14.1.2010 г.), доказали: в нашей стране можно фактически обокрасть государство - получив в наказание в худшем случае штраф-стоянку. Впрочем, речь не только об автовладельцах. Во многих магазинчиках, обменниках, парикмахерских персонал почему-то искренне удивляется требованию клиента выдать чек. О
“тонкостях” отечественного бизнеса
президент Независимой ассоциации предпринимателей РК Талгат АКУОВ (на снимке) может рассказать немало интересного.- Талгат Жаудович, как только фискалы начинают проверки, предприниматели тут же становятся в позу обиженных. А почему бы им не дружить с законом? К тому же для многих категорий населения (пенсионеров, бюджетников) налоги, которые платит бизнес, - фактически единственное средство существования.
- А вы попробуйте взглянуть на ситуацию несколько иначе. Мы уже не первый год твердим правительству: налоговое законодательство нужно менять. Оно было принято в 2002 году и по сей день не претерпело существенных изменений, а ведь ситуация на рынке меняется. В связи с кризисом предприниматели еще глубже уходят в “тень”. Ну, пройдутся фискалы по магазинчикам раз, пройдутся другой. Даже если на кого-то что-то накопают - все равно дешевле дать взятку, чем платить налоги. Сегодня налог с оборота по упрощенной декларации для малого бизнеса составляет 3 процента. Что составляет порой до 50 процентов дохода. Это много. Но даже эти три процента бьют по карману, не дают развиваться. А в Арабских Эмиратах, к примеру, этот налог равен всего одному проценту. Зато там продавцы бегают за покупателями, чтобы отдать чек: им выгодно не уходить в тень - быть на виду. У нас же чека не допросишься (особенно вечером, когда гуляет черный нал). Самое главное - ситуацию никто не отслеживает. Кто-нибудь считал, сколько товара идет в Казахстан через таможню? А сколько налогов с продажи идет в казну? Уверен, что налоговые декларации составляются только на треть импорта. И никто не задает вопрос: куда делись остальные 70 процентов? А зачем? Чиновники и без того прекрасно знают об отсутствии прозрачности в бизнесе. Суть в том, что неправильными законами мы сами выращиваем воровское общество.
- Вам известно, куда идет черный нал, о котором вы только что упомянули?
- Никуда, остается в карманах бизнеса.
- А как же привычные с первых лет независимости рэкет и крышевание?
- И это есть. Любая торговля на рынке не выживет без “крыши”. Нет “крыши” - может случиться пожар. Или финполиция вдруг нагрянет. А “крыша” хоть и не всесильна, но проблемы с теми же правоохранительными органами частично “разводит”. В итоге - бизнесу дышать легче…
- А сколько стоят услуги “крышевателей”?
- Кто же вам такое скажет? Это все равно что женщине спросить у мужа, сколько денег он тратит на любовницу (смеется).
- Не так давно закончился мораторий на проверки МСБ. Каков его эффект?
- Сдерживающий. Нахрапистость проверяющих заметно пошла на убыль. Особенно на себе это прочувствовали мелкие предприниматели, у которых годовой оборот не превышает 40 млн. тенге. Но контролирующие органы создают куда меньше проблем, чем несовершенное законодательство. Ведь именно лазейки в законах создают почву для чиновничьей коррупции.
- Неужто и новый Налоговый кодекс не помогает?
- Помогает так же, как пятое колесо в телеге. Упрощено ведение бухгалтерии - и все.
- Фискалы говорят: бизнес использовал мораторий в корыстных целях - стало еще больше злоупотреблений.
- Ой, можно подумать… Предприниматели и не будут платить положенные по закону три процента. Такие ставки - нонсенс, предприниматели об этом знают. А проверяющие знают, что все сидят в “тени”: любого голыми руками можно брать. Конечно, ни один бизнесмен не станет вслух гордиться тем, что обманул государство. Но по-другому - никак, потому “на лапу” в бизнесе дают всегда и всем - без вопросов! Впрочем, принципиальных и честных бизнесменов набирается процентов тридцать.
- И что - они платят государству все что положено по закону?
- Э, нет! Я о тех, кто взятки давать не хочет и поднимает по этому поводу шумиху: идут в органы, в прессу. Но взятки в нашей стране настолько вросли в сознание людей, что коррупция - это просто национальное бедствие какое-то. Причем, сколько б ни сажали людей, воровство из бюджета как было, так и будет. Нужны правильные и эффективные законы. А у нас они неправильные и неэффективные. Когда же стали сажать чиновников и бизнесменов за коррупцию - весь бизнес напрягся. Что сейчас происходит на тендерах? Их участники не знают, кому давать деньги. Чиновники-то теперь их не берут - боятся! И жизнь страны встала - даже школы и больницы перестали строиться. А когда все давали “в разумных пределах” - жизнь бурлила. Но ведь бизнесмены всегда готовы к компромиссу - кто ж не поделится наваром с хорошего тендера! Но сейчас организаторы конкурсов начинают делить шкуру еще не убитого медведя. На такое нормальный бизнесмен не пойдет.
- Каковы сегодня ставки откатов?
- К примеру, откат с серьезного тендера - от 10 до 20 процентов. Взятка во всех проверяющих органах за нарушения примерно одинаковая - 30-50 процентов от суммы штрафа, и договориться - не проблема хоть с кем. Парадокс в том, что контролеры настолько въелись в жизнь, что они - как тот старый чемодан без ручки: бросить жалко, а нести тяжело. Но есть и позитив. Противопожарный контроль пытается вывести из-под проверок малый бизнес, чтобы сосредоточиться на крупных объектах: все разгрузка для предпринимателя. Налоговики, как бы мы их ни ругали, перешли на электронную систему отчетности, что тоже здорово облегчает жизнь.
- А что станет с торговым людом на рынках, когда канут в Лету разовые талоны на занятие предпринимательской деятельностью?
- Срок их отмены перенесен с 2011-го на 2013 год. На мой взгляд, виновата в этом проблема с легализацией кассовых аппаратов на базарах. Если бы налог по упрощенной схеме составлял один процент с оборота - те же торговцы на рынках с удовольствием работали бы открыто. А заодно мы бы узнали, сколько в страну реально ввозится ширпотреба. Сейчас же механизмы какие-то непонятные. Скажем, на таможне товар измеряют в кубических метрах. Вот этот товар и уходит в “тень” еще на границе. Российско-казахстанско-белорусский таможенный союз приведет к прозрачности реального импорта только в том случае, если на границах будут дежурить таможенники всех трех стран. Чем больше контроля (причем международного) - тем честнее бизнес. Правда, на одной торговле будущее страны не построишь - производство нужно развивать. Но это возможно только при иной налоговой системе. При тех нагрузках, которые взваливает на нас система сегодняшняя, в так называемый “реальный сектор” экономики бизнесмена калачом не заманишь…
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

