Деньги - в классы, учение - в массы?
На днях в ходе расширенной коллегии Министерства образования и науки РК
премьер-министр Карим МАСИМОВ потребовал изжить коррупцию в школах.- Вопрос общественного контроля в школах - очень важный вопрос. Сборы денег в школах по-прежнему имеют место быть. За этим нужно смотреть… мы должны давать качественное образование, в то же время должны искоренить коррупцию, - распорядился премьер.
Смогут ли чиновники от образования исполнить этот наказ? Ведь сбор денег в государственных учебных заведениях уже вроде бы строго-настрого сто раз запрещали, а проблема, тем не менее, так и не исчезла. Вот что об этом думают наши эксперты.
Антон МОРОЗОВ, заведующий отделом социально-политических исследований КИСИ при президенте РК:
Что в стране - то и в школе
- Даже не представляю, что будут делать в Министерстве образования в свете пожелания премьер-министра! Ну не может одна только школа сверкать, как бриллиант, если все остальное вокруг напоминает совсем другую - более мягкую - субстанцию. Мы не должны взяточничество в школах отделять от всеобщей коррупции, которая разъела все общество изнутри. У нас в стране сложно что-то сделать по закону, а за деньги - без проблем! Так причем здесь учителя и директора? В среднем образовании не хватает квалифицированных кадров, а родители хотят, чтобы детей учили хорошо. Так что же может предложить обществу государство, чтобы исполнить конституционное право каждого на бесплатное среднее образование? Ничего. Поэтому общество выкручивается самостоятельно - с помощью денег. Причем чаще всего родители несут их сами. Разве это коррупция?
Инна КОСОВА, президент Ассоциации школьных общественных организаций РК:
Где “берут”, там и учат
- В лихие 90-е именно родители своей спонсорской помощью спасли школу. Но джинн поборов был выпущен из бутылки. А теперь многим педагогам трудно отказаться от легких денег. Существует несколько видов сбора денег в школах. Некоторые из них я вообще коррупцией не считаю. Например, классные фонды, собираемые родителями без ведома учителя по собственному желанию: нередко из этих денег родители платят “прибавку” к жалованью педагогам. Только так нынче можно удержать в школе хорошего специалиста. А ведь родителями в первую очередь движет стремление дать своему чаду самое лучшее образование.
В то же время бывают случаи, когда учителя намеренно занижают оценки ученикам, “намекая” таким образом родителям на необходимость репетиторства. Возможно, об этих поборах и говорит премьер-министр. Но нужно обратить внимание на то, что именно в школах, где практикуется подобное “вымогательство”, бешеный конкурс. А вот как спасти школы от неприкрытого рэкета - я не знаю. Может, стоит публично осудить двух-трех директоров-взяточников?
Нургали АРШАБЕКОВ, директор департамента среднего образования МОН РК:
Сборы и поборы - не одно и то же
- Сразу же после коллегии с участием премьер-министра мы провели совещание с руководителями наших подразделений в регионах, обсудили меры, которые будем принимать по созданию общественного управления в школах. Мы осознаем: добровольная помощь родителей была, есть и будет, но нужно сделать ее прозрачной и гласной. К примеру, в Алматы был случай, когда собирали по 500 тенге на поход школьников в театр, но некоторые родители, которые были не в состоянии платить, посчитали это вымогательством.
Несколько лет назад были изданы приказы о запрете сбора денег в школах. И они работают: периодически за такие нарушения лишаются работы учителя и директора школ. Но все-таки нужны системные меры, а не разовые акции. Мы над этим работаем.
Анатолий БАШМАКОВ, депутат сената:
Благородство не запретишь
- Я ни в коей мере не хочу принизить стремление главы правительства искоренить поборы в системе среднего образования, но считаю, что куда острее проблема коррупции стоит в вузах. Если в школах основная цель сбора денег с родителей - проведение культурных мероприятий и ремонт учебных классов, то в вузах направо и налево вымогают деньги с учащихся за успешную сдачу сессии. Это ломает психологию будущих молодых специалистов уже со студенческой скамьи.
Школа - не та сфера, где можно серьезно говорить о коррупции. Да, злоупотребления бывают, но только по той причине, что директора и учителя вынуждены латать дыры в тришкином кафтане бюджета. Добровольную помощь родителей школе (что, кстати, очень распространено) нельзя назвать коррупцией. Это скорее благородство, которому не место среди умышленных преступлений. А как прикажете запретить благородные дела в приказном порядке?
Галина САМОТОКИНА, заместитель начальника управления образования Алматы:
Вся власть - советам!
- Нами разработана целая система мер по поводу искоренения поборов в школах. Существуют специальные поручения каждому директору, действует приказ о запрете сбора денежных средств. В четырех алматинских школах начат эксперимент по общественно-государственному управлению, то есть созданы попечительские советы как раз в целях искоренения коррупции. Эти советы будут отслеживать качество образования, степень успеваемости учащихся. Думаю, что мы близки к цели.
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz , рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

