Чёрная суббота
Менингококковая инфекция пока не обнаружена ни у одного ученика и сотрудника казахско-турецкого лицея в городе Есике, в полусотне километров от южной столицы. Об этом нам вчера сообщили в управлении госсанэпиднадзора Енбекшиказахского района Алматинской области. Напомним, неделю назад, 30 января, от этого заболевания скоропостижно скончался один из учеников лицея - 12-летний
Илья КОРОБИЦЫН (см. “Есикский синдром”, “Время” от 4.2.2010 г.).Филиал казахско-турецкого лицея в городе Есике, как и десятки ему подобных по всему Казахстану, работает уже двадцать лет. Образование с упором на исламское религиозное воспитание здесь получают около 250 юношей - ученики с 7 по 11 класс. Работает учебное заведение по принципу интерната: 5 дней в неделю лицеисты учатся и живут на территории школы, а на выходные их забирают родители. Такая форма обучения удобна: она позволяет принимать учеников со всей Алматинской области. Горе, пришедшее сюда в предпоследний день января, потрясло родителей умершего семиклассника, его друзей и педагогов. В минувшую среду, 3 февраля, в Есик выехали наши корреспонденты.
...Попасть на территорию лицея сейчас не так-то просто: входы и въезд в здание перекрыты, надписи повсюду предупреждают о карантине. Тем не менее, узнав, что мы из газеты “Время”, нас впустили без промедления. По школьному двору прогуливаются лицеисты. Большинство из них - в медицинских масках. Ребята спешат поделиться переживаниями.
- После смерти Ильи мы думали, что лицей закроют. Но мы учимся по-прежнему - только заставляют носить маски. У всех учеников - мандраж: мы боимся заболеть, - говорит восьмиклассник Динмухаммед.
- Сами мы хотели бы покинуть на время лицей. Но нам сказали: тогда вы отстанете от учебной программы, - включается в разговор другой лицеист по имени Таймыр.
На пороге учебного корпуса нас встречает
замдиректора лицея Адильбек АБДРАЛИЕВ.- Мальчик был абсолютно здоров, проблем и жалоб у него не было, - вздыхает педагог. - В прошлую пятницу (29 января. - В.Б.) Илья чувствовал себя нормально. После уроков за ним приехал отец, чтобы забрать его на выходные: живут они в поселке Жанатурмыс Карасайского района. А на следующий день с самого утра юноша стал мерзнуть. Мать, поначалу не подозревавшая ничего серьезного, укутала Илью одеялами. К обеду у него резко поднялась температура. Родители спешно повезли сына в инфекционную больницу в Алматы. Там в 3 часа пополудни парнишка умер. Врачи поставили диагноз: менингококковая инфекция.
Менингит - тяжкое, хотя и редкое (3 случая на 100 тыс. человек) заболевание головного или спинного мозга, вызываемое бактериями и вирусами, в том числе менингококком. Следствием болезни может стать серьезное поражение жизненно важных органов, прежде всего мозга, почек, печени. Это заболевание вызывает необратимые последствия - водянку мозга, глухоту, слепоту, паралич, эпилепсию…
- У наших учеников никогда не было серьезных проблем со здоровьем, - уверяет Адильбек Абдралиев. - Если кто и болел, то “по мелочам”: простуда или головная боль. Но даже в таких случаях мы сразу звоним родителям и просим забрать ребенка домой.
- Менингококк - страшная инфекция. Не кажется ли вам, что вы подвергаете остальных детей опасности, заставляя их ходить на занятия?- Лицей наш государственный, он подчиняется районному департаменту образования. Там нам приказали не прекращать учебу - был лишь объявлен карантин. И СЭС подтвердила: никакой опасности для остальных детей нет.
- У вас 250 учеников. Есть ли в штате доктор?
- Доктора нет. За учащимися присматривают две штатные медсестры - ночная и дневная.
- Родители ваших учеников сообщили одному из казахстанских информагентств, что в казахско-турецком лицее это уже не первый случай тяжелых инфекций. Мол, у вас регулярно случаются вспышки лишая и герпеса.
- Это вранье! Мы будем судиться со СМИ, которое распространило эту информацию. В том сообщении вообще много неточностей. Например, утверждается, что ребенок скончался в воскресенье, а на самом деле - в субботу.
После беседы с завучем в коридоре школьного общежития мы столкнулись со школьной медсестрой Миуой ПРЕКЕЕВОЙ.
- С понедельника, 1 февраля, мы собственными силами начали обрабатывать стены, туалеты, классы, спальни лицея и общежития дезинфицирующим раствором - гипохлоридом, - рассказала она. - Во вторник начали брать анализы у тех, кто входил в ближайшее окружение мальчика, - его одноклассников и преподавателей. Я в этом лицее работаю уже двадцать лет, но такое горе переживаю впервые, - после этих слов женщина зарыдала.
В общежитии повсюду встречались люди в белых халатах. Одни медики осматривали детей, другие - перебирали медицинские карты. Руководила эскулапами врач-эпидемиолог районного управления госсанэпиднадзора Индира СУПАКОВА.
- В понедельник мы получили экстренное извещение о гибели ребенка из областного филиала СЭС, который находится в Алматы, - рассказала Индира Абаевна. - Во вторник начали противоэпидемические мероприятия с обследованием контактных лиц. В первую очередь мы взяли анализы у ближайшего окружения Ильи - тридцати его одноклассников и учителей. В принципе, этого было бы достаточно, но мы приняли решение в течение этой недели взять анализы у всех учеников и персонала лицея, а это более 300 человек. Нам помогают врачи есикской больницы - педиатр, отоларинголог и инфекционист, которые проверяют всех учеников и сотрудников на наличие первичных клинических симптомов менингита. Пока, слава богу, ни у кого таких признаков нет. Если возникнут - все необходимые медикаменты, в первую очередь антибиотики, у нас есть.
Мы установили карантин на 10 дней - именно столько составляет инкубационный период этой инфекции. Вывоз и завоз детей строго воспрещен. Но многие родители этого не понимают, паникуют. Несколько мам и пап уже забрали своих чад домой. Родителей, конечно, можно понять, но лучше, если дети будут под наблюдением медиков. Поэтому учеников мы отдаем под расписку в том, что родители берут всю ответственность за здоровье ребенка на себя. Но, повторяю, угрозы ученикам в лицее нет - ситуация под контролем.
По словам Супаковой, то, что болезнь у Ильи Коробицына привела к летальному исходу, - чрезвычайная редкость. Инфекционист утверждает: случаи менингита происходят в Енбекшиказахском районе от силы раз в год, но смертей от него она не помнит. Хотя человек, ставший носителем инфекции, может и не знать об этом, ведь никаких клинических симптомов зачастую у него не проявляется.
Нам удалось коротко поговорить с мамой Ильи Коробицына Викторией. Сквозь слезы женщина рассказала: 29 декабря, накануне смерти, в пятницу, ее сын чувствовал себя хорошо…
В эти дни СЭС продолжает свою работу в лицее. Учебный процесс идет. Вот только домой на выходные дети не поедут - карантин.
Виктор БУРДИН, burdin@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Есик, Алматинская область
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

