Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже
Об экономическом развитии- В Казахстане, если смотреть в целом по экономике, нам надо исправлять ситуацию, повышать производительность труда и внедрять инновации. Только инновации дадут резкий рост производительности труда. По моему поручению правительство разработало государственную программу форсированного индустриального развития и детальную карту индустриализации страны. Эти два документа - подробнейший план действий - что, где и когда мы будем строить в ближайшие 5 лет.
Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций 6,5 триллиона тенге.
О сельском хозяйстве
- Основной акцент в развитии агропромышленного комплекса должен быть сделан на росте производительности труда. Она в нашем сельском хозяйстве самая низкая - 3000 долларов на одного занятого в год. Конечно, при нормальных погодных условиях произвести хорошее количество зерна - хвалиться этим, естественно, можно. Но если посмотреть, где находится наше село… Еще уйма работы впереди!
Наша задача - к 2014 году в два раза повысить производительность в агропромышленном комплексе. Решить ее в состоянии только индустриальная диверсификация: новое оборудование, новые технологии, новые подходы. Нам надо набирать опыт, который в мире уже есть. Не надо изобретать велосипед. Быстрее внедрять его (опыт. - М. Н.) в наше сельское хозяйство. Как в полеводстве, так и в животноводстве.
О науке
- Отдельно хочу остановиться на секторах экономики будущего. В рамках нового университета в Астане будут созданы три новых научных центра. Центр науки о жизни поведет совместно с ведущими мировыми научными центрами разработки в области трансплантации органов, искусственного сердца, легких, стволовых клеток, медицины долголетия. Центр энергетических исследований займется вопросами возобновляемой энергетики, физики, техники, высоких энергий. И третий - междисциплинарный инструментальный центр - станет инжиниринговым центром, лабораторной базой и конструкторским бюро. Все центры будут созданы уже в этом году. Там станут работать ведущие специалисты с мировым именем, чтобы это был росток того, к чему мы должны стремиться.
О бизнесе
- Поддерживая региональные экономические объединения в СНГ, правительство должно активизировать процессы вступления в ВТО на условиях, отвечающих приоритетам экономического развития Казахстана. Полагаю, что уже сейчас нашим предпринимателям важно правильно оценить появление новых возможностей, всерьез заняться разработкой эффективных стратегий по выходу на новые рынки и наращивать свои конкурентные преимущества. Конечно, как говорится, там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже. А я думаю, мы намерены жить лучше.
Мы должны создать в Казахстане необходимые привлекательные условия для инвесторов, готовых работать в нашем регионе. Ядром диверсификации будет предпринимательство. Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации.
Поручаю правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах. Предлагаю назвать ее “Дорожная карта бизнеса-2020”. Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах. Прежде всего для малого и среднего бизнеса.
О финансовой системе
- Регулирование отечественной финансовой системы должно адекватно отвечать вызовам и угрозам посткризисного мира. Финансовый регулятор должен обеспечивать снижение доли внешних обязательств банковского сектора в совокупном размере его обязательств. При этом подавляющая часть внешних заимствований должна быть нацелена на создание эффективных конкурентоспособных производств. Необходимо отсечь банки от явно или скрыто аффилированных структур, жестко следить, чтобы банки занимались исключительно банковской деятельностью, чтобы деятельность их была предельно прозрачной. То есть надо сделать выводы из того, что произошло, все исправить и поставить на свои места. Мы помогли нашим банкам сохраниться в кризисное время, теперь банки должны энергично помогать экономике в ее посткризисном восстановлении и развитии.
О нацфонде
- В условиях кризиса своего рода подушкой безопасности стал для нас национальный фонд. Теперь его задача - гарантировать стабильность и процветание. Правительству необходимо серьезно заняться наращиванием потенциала несырьевых доходов бюджета.
Начиная с текущего года гарантированный трансферт в республиканский бюджет будет зафиксирован в абсолютном размере - 8 миллиардов долларов. Этот трансферт должен направляться прежде всего на цели осуществления индустриализации. Никаких займов из нацфонда, никаких других дополнительных трансфертов в бюджет не будет! С учетом этих подходов активы национального фонда к 2020 году должны возрасти до 90 миллиардов долларов, что составит не менее 30 процентов ВВП.
О социальной защите
- Государством будут созданы все необходимые условия для увеличения численности населения страны к 2020 году на 10 процентов. Главным нашим приоритетом государственной социальной политики является увеличение занятости населения. Я ставлю задачу, чтобы к 2020 году уровень безработицы не превышал 5 процентов, а доля населения с доходом ниже прожиточного минимума - не более 8 процентов. Социальные услуги должны предоставляться только нуждающимся гражданам и соответствовать современным стандартам и уровню жизни Казахстана. Мы помогаем всем - и миллионерам, и немиллионерам. Надо разобраться в этом вопросе.
К 2015 году размер минимальной базовой выплаты должен быть повышен до уровня 60 процентов от величины прожиточного минимума, а размеры государственных социальных пособий - увеличены в 1,2 раза по отношению к 2010 году. Мы последовательны в своих действиях.
В прошлом году, как вы знаете, на 25 процентов повышены пенсии и стипендии, заработная плата работников бюджетной сферы, специальные пособия в среднем увеличены на 9 процентов. В республиканском бюджете на текущий год также предусмотрено 25-процентное повышение пенсий с 1 января, а стипендий и заработной платы бюджетникам - с 1 июня. Считаю, что положительная динамика роста экономики в прошлом году позволяет осуществить 25-процентное повышение стипендии, зарплаты бюджетникам на три месяца раньше, то есть с 1 апреля 2010 года. Понятно, что это приятное дело.
О ветеранах
- В текущем году мы отмечаем 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это важная дата нашей общей истории. Каждому участнику и инвалиду войны будет выплачена из бюджета единовременная помощь в размере 65 тысяч тенге. Без материальной поддержки не останутся также лица, приравненные к участникам и инвалидам войны, родители, супруги военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной, супруги умерших инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, труженики тыла военных лет. Кроме того, в связи с широким празднованием 65-летия Победы государством будет оплачен льготный проезд для участников и инвалидов войны. Это правильная дань уважения нашим отцам, нашим дедам за их самоотверженную борьбу, за победу. И за то, что они обеспечили нам такую жизнь, как мы сегодня живем.
О жилищных проблемах
- Уроки кризиса требуют совершенствования политики развития жилищного строительства. Потенциал для этого имеется - схема жилищно-строительных сбережений. Необходимо использовать принцип равноправного партнерства граждан, “Жилстройсбербанка”, государства и строительных компаний. Граждане накапливают часть стоимости жилья в “Жилстройсбербанке” и имеют возможность получить недорогой ипотечный кредит. Банк формирует пул предпочтений граждан, осуществляет поиск строительных инвесторов и банков второго уровня, готовых финансировать строительство жилья, в конечном итоге выступая заказчиком. Государство в лице исполнительных органов обеспечивает выделение земельных участков, подведение инженерных коммуникаций. Таким образом, граждане могут полноправно участвовать в строительстве своего жилья.
Вообще, по “Жилстройсбербанку” вы (правительство. - М. Н.) должны были еще давно этим делом заниматься. Вы увлеклись всякими другими методами, вот и попались все.
О реформе силовых органов
- Нам предстоит серьезная работа по реформированию правоохранительной системы страны. Сегодня, к сожалению, нам всем видны ее проблемы, возникшие из-за неэффективного управления, конфликтов функций правоохранительных органов, отсутствия надлежащей кадровой работы, а также отсутствия прозрачности и контроля за деятельностью правоохранительной системы страны. Этот сектор сохранил многие изъяны прошлой системы и оказался самым нереформированным за эти годы. Мы говорим о демилитаризации правоохранительной системы, ее декриминализации, но из-за жесткого сопротивления чиновников не удается это сделать. Придется делать волевым способом.
Нам наконец не на словах, а на деле предстоит обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль. Поэтому требуется усовершенствовать систему отчетности, оценку деятельности каждого правоохранительного органа. Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан. Вот когда они начнут говорить, что все нормально, тогда будем считать, что наша правоохранительная система отвечает требованиям дня.
Маргарита НИКИТИНА, Астана
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

