Самурай с кисточкой
В минувший четверг в алматинской галерее
“Ретро” открылась первая выставка акварелей
Юрия ХАРЧЕНКО (на снимке) “Цвет и нежность”.На суд зрителей представлено 25 работ, выполненных в сложной “влажной” технике.
Краска бежит за художником
- Акварель - самый загадочный и волшебный вид живописной техники, - убеждена бессменный куратор галереи Надежда ПОЛОНСКАЯ. - Надо суметь так нанести краски на бумагу, чтобы получились и легкий ветерок, и нежный туман, и тонкий аромат цветка. Это дано не каждому. Вот Юрию Харченко - дано. Хотя он пришел к пониманию акварельного ремесла всего год назад. Его манера “влажной” акварели, или, как ее еще называют “а-ля прима”, что означает “в один прием”, сразу обращает на себя внимание. Замечательный художник Артур ФОНВИЗИН как-то сказал: “Я не люблю мокрую бумагу, потому что художник бежит за краской, а надо, чтобы краска бежала за мастером”. Так вот у Юры именно краска бежит за ним.
Чутье акварели- После института я увлекся скульптурой, но желание заниматься акварелью было всегда, - признается сам художник. - Помню, на пятом курсе ко мне подошел один из преподавателей и сказал: “Бог тебя накажет”. Я удивился, а он пояснил: если не будешь писать работы, то... Я долго созревал для акварели, но, кажется, созрел. И рад, что Всевышний не наказал меня - не лишил этого особого чутья акварели. К выставке готовился, можно сказать, всю жизнь и... последние полтора месяца. Работы писались на одном дыхании, и сегодня, глядя на конечный результат своего труда, я счастлив! Правда, не знаю, буду ли заниматься акварелью дальше. Может, завтра захочу писать акриловыми красками.
На одном дыхании- Никогда не знаешь, чего ожидать от акварели, поэтому она мне так нравится. Еще один из нюансов - это то, что для рисования не нужно много места: намочил в ванне лист бумаги, положил на стекло - и твори. Порой я чувствую себя самураем перед боем: готовлюсь, сосредотачиваюсь, а потом - раз-два, и всё на месте. И нельзя ошибиться, потому что потом сложно ошибку исправить. Проще новую работу сделать. Часто спрашивают: “Сколько испорченных листов бумаги приходится на одну работу?”. Брак в этой технике практически исключен. Бывают удачные и менее удачные картины. Например, “Ночную аллею” я написал за 15 минут. Мне нужно было срочно куда-то уходить, а бумага уже была намочена: я взмахнул кисточкой - и получилась экспрессивная картина. Обычно на работу уходит час-полтора - пока бумага сохнет. Но после этого я совершенно опустошен эмоционально.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

