Сердце сына
“На пороге смерти не посмел бы кривить душой! Я абсолютно уверен, что мой отец - храбрейший человек - не мог бежать с поля боя или сдаться в плен! Последняя просьба - внесите его имя в списки тех, кто пал смертью храбрых в кровопролитной битве под Сталинградом!” - написал в конце 2009 года 80-летний житель Семея
Александр Егорович ЕГОРОВ (на снимке) в письме к руководству музея-заповедника Волгограда
“Сталинградская битва”.В апреле 1942 года плотника Егора Дмитриевича Егорова призвали на фронт. Ему шел 46-й год. Жена Надежда Тихоновна осталась в Казани одна с шестью сыновьями. Младшему Гене не было и двух месяцев. А 13-летний Саша едва успел оправиться от ранений - во время одной из первых бомбежек в 1941 году осколки разорвавшегося снаряда выбили подростку глаз и повредили ногу! Из всех братьев только ему посчастливилось увидеть отца после призыва на фронт.
- Да еще дважды! - восклицает Александр Егорович. - Когда мама случайно узнала, что отец находится в 260 километрах от Казани (в лагере по подготовке военнослужащих), послала меня к нему с гостинцами - пирожками с грибами, несколькими кусками сахара и сухарями в узелке!
“Зайцем” Саша пробрался на пассажирский поезд. Добрая душа научила мальчишку доехать до Зеленодольска, а там на полном ходу запрыгнуть в пустой вагон “кукушки” - маленького паровоза, который привез его через лесную чащу по узкоколейке прямо к воротам военного лагеря. Часовой вызвал отца. Тот был весел, бодр: “Нас много. Одолеем Гитлера! Куда он денется на чужой земле? Может, в 1943 го-ду война еще не закончится, но в
1944-м фашиста точно победим! Ты, Саша, смотри: сохрани мои топор и фуганок. Еще пригодятся!”
Во второй раз - 5 августа 1942 года - Саша ехал на встречу с отцом по проторенной дорожке. Только вот часовой отказался его вызывать.
- Говорит: “Иди домой, сынок. Отца твоего сегодня будут отправлять на фронт”. Но я остался... Думаю: все равно дождусь. И выхватил взглядом из серого моря шинелей. Отец, увидев меня, подбежал к командиру: попросить идти со мной в конце взвода…
Так они и шагали вместе восемнадцать километров по хляби. Сашка не чувствовал усталости, ведь рядом был отец! Дойдя до станции, они сели в один поезд. Только Саша сошел на полустанке, чтобы вернуться в Казань, а отец отправился в Сталинград.
А в феврале 1943 года большую семью ждал страшный удар - с фронта пришло извещение: “Рядовой Егор Егоров пропал без вести”. Этого люди боялись больше похоронки. Солдата, пропавшего без вести, местные органы власти воспринимали не иначе как дезертира, а его семью лишали… хлебных карточек! Егоровым повезло. Жестокое правило не распространялось на рабочих военных заводов, снабжающих фронт оружием. А именно там с начала войны работали четверо сыновей Егора Дмитриевича - Григорий, Владимир, двойняшки Алексей и Павел. Благодаря им выжили мама, маленький Генка и Саша, с рассвета до заката вкалывающий в колхозе три последних военных года.
Вот только от людской молвы было не спрятаться.
- Что бы кто ни говорил, мы ни минуты не сомневались в том, что отец не виновен! - говорит Александр Егорович. - Сначала успокаивали себя тем, что он потерял память… Но чем больше мы узнавали о Сталинградской битве, тем становилось очевиднее: у отца не было шанса выжить! Теперь известно, что под Сталинградом в гигантском “котле” нашли свою смерть один миллион 129 тысяч советских солдат! Но наша мама, ушедшая в 1985 году, до самой смерти ждала его возвращения. У нее с войны хранился узелок с чистой сменой белья и махоркой: “Вернется отец, будет во что переодеться”. Человек глубоко верующий, она так и не поставила свечку за упокой его души…
После окончания войны Григорий, Павел и Алексей остались в Казани. Владимир уехал в Нижний Новгород, Геннадий - в Подмосковье. Но дальше всех судьба забросила Александра. После окончания казанского ветеринарного училища он попал по распределению в Семипалатинскую область. Здесь встретил свою любовь, вырастил сына и дочь, в совершенстве овладел казахским языком, стал прославленным ветеринарным врачом. За новые методы борьбы с эпидемиями туберкулеза и бруцеллеза Александр Егоров удостоился девяти почетных званий и наград.
Пытаясь разыскать хоть какие-то сведения об отце, Александр Егорович писал в газеты, обращался в органы местного управления Волгограда, музеи боевой славы и, конечно же, посылал запросы в десятки архивов. Большую разыскную работу проделали и его братья, ездившие с фотографией отца по местам Сталинградской битвы с робкой надеждой, что вдруг кто-то его узнает! Но все напрасно…
Время беспощадно. К концу 2009 года в живых не было уже четверых братьев Егоровых. Таял на глазах и Александр Егорович… Чтобы найти осязаемые доказательства героизма его отца, одной человеческой жизни катастрофически не хватало. Вот тогда он и написал письмо в волгоградский музей, где просил просто поверить его сыновнему сердцу: отец не мог быть дезертиром!
А за месяц до Нового года из Волгограда пришел пакет с копиями документов, красноречиво свидетельствующих о том, что… красноармеец Егор Дмитриевич Егоров в конце 1942 года был ранен в боях,
5 января 1943 года умер в госпитале и похоронен в братской могиле советских воинов, погибших в Сталинградскую битву, в поселке Рудня. Не обмануло сердце сына…
2010-й - первый новый год, который Александр Егорович встретил без угрызений совести. Копии документов из Волгограда он послал в Санкт-Петербург - Егору ЕГОРОВУ, своему внуку, названному в честь прадеда, павшего смертью храбрых под Сталинградом. Сейчас он мечтает только об одном - в День Победы преклонить колена перед могилой отца.
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей, тел. 87055245953, e-mail: lana_semey@mail.ru
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

