7372

Магбат СПАНОВ: У нас кризис управления

Магбат СПАНОВ: У нас кризис управления2010 год начался с дружного роста коммунальных тарифов, цен на продукты питания и проезд в общественном транспорте. Но это далеко не все сюрпризы.
Кто-то говорит, что из-за вступления в Таможенный союз цены еще вырастут на 10 процентов, а кто-то считает, что на пять.

- Рост цен - это расплата за неэффективное управление экономикой страны, - считает ученый-экономист Магбат СПАНОВ. - 18 лет мы строили рыночную экономику, взяв за образец страны Юго-Восточной Азии. Но упор был сделан не на рост производительности труда, а на ВВП, объем инвестиций, то есть промежуточные макропоказатели, по которым оценивается экономическое развитие. К сожалению, за все эти годы в стране так и не возникла по-настоящему рыночная конкурентная среда. Возьмите любую отрасль, любое предприятие - конкурентная среда отсутствует, бал правят монополисты, будь то рынок ГСМ, поставки продуктов питания или торговля зерном. В середине 90-х мы хотели внедрить у себя южнокорейскую модель, где всем заправляют 30 финансово-промышленных групп (ФПГ). Мы решили, что нашу экономику будут двигать несколько банков. Предполагалось, что крупные банки станут основой ФПГ - поднакопят денег и начнут вкладывать в производство. Но эта схема у нас не сработала. Банкиры стали работать по схеме деньги – товар - деньги, тогда как классическая схема предполагает, что сначала должен быть товар, а потом уже деньги. В результате после стольких лет реформ мы вновь пришли к тому, что нам надо менять экономический курс и экономическую систему.

Магбат СПАНОВ: У нас кризис управления- Может, не курс менять, а просто порядок навести? К примеру, Таможенный комитет регулярно сообщает о том, во сколько раз розничные цены превышают стоимость товаров на границе. Если устранить посредников, то и цены упадут?
- Все упирается в монополистов. Возьмите хотя бы китайские фрукты. Мелкие оптовики приобретают их из одного источника, который и формирует цены. Все дело в том, что казахстанский монополист никогда не согласится работать меньше чем за 100 процентов прибыли. При этом у нас низкая производительность труда. Если, скажем, в Китае на производство чего-либо затрачивается два часа, то в Казахстане - 20. Но ожидания у нашего населения, производителей и торговцев чрезмерно завышены: мы хотим работать как шейхи, а получать как европейцы. Можно сколько угодно наводить порядок, но пока все в руках монополистов, ничего не изменится. И акимы с ростом цен боролись, и премьер брал это дело под личный контроль - и все без толку.

- То есть вся проблема в наших аппетитах?
- Есть базовые факторы, влияющие на рост цен, - это рынок ГСМ и энергетические тарифы. Каждый год, когда повышаются тарифы, нам говорят, что рост цен - необходимость, потому что надо обновлять оборудование, увеличились затраты и т.д. Тарифы растут, но ситуация остается прежней. И при таком уровне управления денег как не хватало, так и не будет хватать. Я считаю, что речь идет не только о системном кризисе, но и о кризисе управления как в экономике, так и в политике. Премьеры требуют с министров, те - со своих подчиненных, и так далее вниз по цепочке, но никто ни разу не извинился за неправильную экономическую политику, которую проводит государство в лице этих руководителей. Персональной ответственности за ошибки не существует. В результате те, кто сегодня управляет экономикой, совершенно не представляют, что происходит.

- Тем не менее ВВП растет...
- Когда мне говорят, что правительство у нас хорошее, потому что удержало экономику на прежнем уровне, мне становится очень грустно. Если бы это сделали без средств Национального фонда, я бы сказал: да, это правительство самое лучшее из тех, что у нас были до этого. У меня вызывают сомнение данные о росте ВВП, потому что все международные аналитики и независимые организации, в том числе из СНГ, говорят о том, что реального роста в экономике Казахстана не было. Рост ВВП, который нарисовали, сложился, на мой взгляд, благодаря внешним заимствованиям, реструктуризации банковских долгов, учтенной при оценке ВВП. На самом же деле в третьем квартале прошлого года розничный товарооборот, только по официальным данным, уменьшился на 10 процентов, а этот квартал, как известно практикам, является решающим в общих цифрах статистики.
Я порадовался последнему выступлению президента, который обратил внимание на кадры. Экономикой управляют болашаковцы, которые получили классическое западное образование, но у нас эти теории не работают. Западная теория предполагает, что для увеличения прибыли надо повышать цены - это мы хорошо усвоили. Но никто не говорит о том, что есть еще и другой путь - снизить затраты. Но сократить издержки при существующей политике управления и той модели, которую мы выбрали, не представляется возможным. Тарифы будут только расти в сторону бесконечности и без всяких экономических расчетов.

- Кроме тарифов, что еще влияет на цены?
- Есть еще и инфляционные ожидания, заложенные в политике Национального банка и Министерства финансов. Прогнозируется семипроцентный рост инфляции, но это не соответствует действительности. Валютный коридор в сорок тенге заставляет банкиров закладывать этот прогноз в новых контрактах. А это и есть скрытая инфляция и девальвация, которая не попадает в статистические отчеты.

- Так ведь валютный коридор предполагает как ослабление, так и укрепление тенге.
- По моему мнению, доллар будет только укрепляться. Таким образом, скрытая девальвация будет влиять на цены.

- Если суммировать все эти факторы, когда стоит ждать очередного витка цен?
- Во второй половине лета стоит ждать роста минимум до 25 процентов. Повышение пенсий, кстати, тоже повлияет на рост цен. Население активно начнет тратить оставшиеся деньги, а поскольку отечественных товаров у нас очень мало, то прибавка пенсий окажет давление на рынок. В первую очередь в течение года будут расти цены на ГСМ, лекарственные препараты и многие продукты питания.

- Способно ли правительство предотвратить этот скачок цен?
- Государство сейчас пытается все подмять под себя, проводит политику национализации. В основном предпринимаются меры административного характера, но, как показывает опыт, частный бизнес всегда эффективнее государственного. Нужна экономическая конкуренция, которая, увы, невозможна без политической.

Марат АСИПОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail:
marat@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Класснуть