6434

Нахренаськи

НахренаськиМастерицы лоскутного шитья привыкли, что их ремесло в Казахстане считают несерьезным занятием. Поэтому Людмила ЯНЧЕНКО, показывая очередную очаровательную работу, так и говорит: “Посмотрите, какая милая “нахренаська”. Почему “нахренаська”? Да потому, что вроде бы и не нужна в доме, а как согревает!”

Однажды она, разозлившись на мужа и сыновей, сняла со стен дома все “нахренаськи”, убрала ручной работы скатерти и одеяла, лоскутные поделки и картины. Через неделю жизни в холодных стенах мужчины пошли на крайность - пообещали обихаживать дом и соблюдать порядок.
По образованию Людмила инженер-строитель, шестнадцать лет отработала в проектном институте. А потом решила преподавать любимое шитье в школе или вести курсы кройки и шитья.
- Сколько себя помню - всегда хотелось выглядеть не так, как все. Тем более что с моим невысоким ростом трудно найти одежду. И даже когда мы жили в крохотной однокомнатной квартире, швейная машинка работала с полной нагрузкой.
Людмила с удовольствием вела курсы, но в перестроечные времена пришлось пойти домработницей к иностранцам. В их доме и подхватила опасную заразу под названием “пэчворк”. Когда в качестве няни отправилась в Америку, все деньги не раздумывая потратила на инструменты, книги, лоскутки. Семья от этого, конечно, была не в восторге. Но постепенно появились ученики, образовался первый клуб, прошла первая выставка. Вот тогда муж сделал царский подарок, о котором жена и не мечтала. Свозил Людмилу на самый крупный фестиваль пэчворка в Хьюстоне. Форум традиционно проходит в огромном трехэтажном здании и за время работы собирает около 50 тысяч посетителей.
- В Америке пэчворк очень популярен, хотя лоскутное шитье нельзя приписать какой-то одной нации или стране. Я помню в Алматы в 2007 году проходила выставка - в зале рядом висели американские лоскутные изделия и казахстанские кураки. И вот что удивительно: у них оказалось очень много общего и по технике, и по тканям, и по рисунку!
Что такое тряпочки? Это история! Становится маленьким платье - из него шьется фартучек, который спустя положенное количество лет доживает свой век в качестве тряпочки для пыли. Первые лоскутные одеяла в доме Людмилы появились после грандиозной чистки шкафов, когда надоело перекладывать с полки на полку хорошие, качественные, но вышедшие из моды или нелюбимые вещи. Тогда из них получилась целая гора лоскутов, а потом и несколько одеял. Муж замер над одним из них и, тыкая пальцем в лоскутки, впал в несвойственную сильному полу сентиментальность: “В этом платье ты была, когда я объяснялся в любви, в этом - когда была в положении, а это мое любимое...”

Два года назад у старшего сына был юбилей. И втайне от него, работая по ночам, Людмила творила целое произведение искусства с применением самых новых технологий. На стеганые тряпочки переместились детские оговорки сына, его рисунки, фотографии и первые пробы пера в садистском стиле. Тридцатилетний детина, увидев это, заплакал. Мужу на день свадьбы сделала панно со строками из его же писем о любви. Оно украшает спальню.
- Мы зря думаем, что мужчины не сентиментальны и не ценят уют в доме. Я в технике пэчворка делаю и чехлы для охоты и рыбалки сыну, и подушки в машину. Точно могу сказать: им очень нравятся подарки, сделанные руками женщины. Ну а если дом у вас стандартный, как у всех, какой мужик захочет в него возвращаться каждый вечер?

- Раньше многие женщины обшивали себя сами, но теперь дешевле одеться на барахолке...
- Посмотрите, на что стал похож наш город? Все в одинаковой одежде с барахолки. Индивидуальности в людях нет. Конечно, если у вас есть деньги, можете одеться и в бутике, но ведь и брендовые вещи на нашем рынке в основном тоже китайско-турецкого происхождения. А вот если я сшила сама себе, то ни на ком больше такую вещь не встречу. Ведь для женщины нет сильнее удара, чем увидеть кого-то в таком же платье. Поэтому сейчас так популярны курсы кройки и шитья, а лоскутное шитье из забавы переходит в ранг искусства.

Людмила обещает это доказать на клубной выставке, которая откроется 28 января. Там члены клуба покажут пятьдесят работ - от одеялец до высокохудожественных “нахренасек”. Кстати, клуб получился с международным размахом и без возрастного ценза. Самому младшему - одиннадцать лет, самой старшей - за семьдесят. У них есть свой устав и гимн, свои жесткие правила - например, пить чай только после работы. И знают это сообщество за границей гораздо лучше, чем на родине. Они выиграли грант посольства США в 2006 году и выполнили коллективную работу для оформления интерьера в Астане, провели лоскутное дефиле на Бутаковке. Они участвуют во всех ярмарках ремесел и желанные гости любого форума тряпичников. А в прошлом году для всероссий­ского фестиваля “Лоскутные узоры России” сделали панно “Мы из Казахстана”.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть