5850

Самоделкины страдания

Самоделкины страданияЕдинственная в Казахстане школа юных изобретателей “Стайер” в Алматы - на грани закрытия. Все попытки ее руководителя Анатолия КАУНОВА (на снимке) достучаться до чиновников тщетны...

В 1982 году инженер Анатолий Каунов в свободное от работы время в подвале своего дома начал собирать с мальчишками трактор. И сам не заметил, как возня с техникой стала его жизнью. В 1988 году организовал техническую мастерскую при школе №113. На счету инженера и его юных помощников немало изобретений. Например - трехколесный мопед для обучения азам вождения детей в возрасте от трех лет. Однако счастье Каунова было недолгим. В 1993 году финансирование школы прекратилось.
- Я не Верещагин: мне не за державу обидно, а за пацанов, - говорит Анатолий. - У нас развиваются музыкальные, художественные, спортивные кружки, а техническое творчество абсолютно забыто. А ведь всякий пацан хотел бы научиться водить машину или мотоцикл. У меня самого водительский стаж - 40 лет. Поэтому я очень обрадовался, когда в прошлом году Министерство образования и науки решило внедрить в школьную программу уроки вождения. Если изучать правила дорожного движения, то обязательно нужно подкреплять эти знания практическими занятиями. Но, насколько мне известно, приказ Минобразования есть, но нет ни технической базы, ни машин, ни педагогов по вождению в школах. Мы могли бы оказать помощь в организации обучения. У нас есть специальные переносные дорожные знаки, мы можем изготовить светофоры с дистанционным управлением. А на трехколесном мопеде можно проводить занятия, начиная с младших классов. Это безопасно: ребенок едет со скоростью 5 км/час, а сзади сидит инструктор, который все объясняет. Но, к сожалению, ни наши изобретения, ни сама школа никому не нужны.

- Почему?
- Я и сам не раз задавал этот вопрос чиновникам - но ответа нет. С 2006 года мы каждый день ждем: вот сейчас придут и выкинут нас на улицу. Мы при школе № 113 уже двадцать два года работаем, ее руководство нас старается поддерживать. Но, согласно постановлению акимата от 2 ноября 2006 года, в связи с дефицитом учебных мест нас попросили освободить помещение. Только я не понимаю, причем тут территория на заднем дворе, где мы установили железные боксы и проводим занятия? Мы же не занимаем никаких классов! Техническая мастерская - специфическое помещение, где не нужно ни крыши, ни пола. И освещение желательно дневное. Если бы сейчас нам позволили на том пятачке, что мы занимаем, сделать некую конструкцию для хранения деталей, железа - то нам большего и не надо. Тогда бы мы могли спокойно работать, а так приходится караулить свое хозяйство: нас безбожно грабят, ведь одно колесо для мотоцикла стоит семь тысяч тенге - вот и лезут к нам.

- Сколько детей занимается в вашей мастерской?
- Сейчас - ни одного. Потому что помещения нет, а возиться с техникой на холоде не дело. А вот летом отбоя нет от пацанов. Несколько лет подряд развешиваем в окрестностях объявления: мы больше не работаем. И все равно мальчишки ходят к нам! Я ходил в городской акимат, замакима Серик СЕЙДУМАНОВ отнесся к нашей проблеме с пониманием, приказал департаменту образования разобраться и помочь. Но воз и ныне там. Обещали подсобить и в Фонде развития молодежной политики - на базе здания КСК “Жулдыз” в шестом микрорайоне Алматы хотели выделить нам территорию. Пообещали - и проблема зависла...

- Что будете делать теперь?
- Не знаю... Я бы давно все бросил, но как предать ребятишек?

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарий в тему

Серик СЕЙДУМАНОВ, замакима Алматы:
Ничего не обещаю, но постараюсь помочь
- Помню, приходил ко мне такой “самоделкин”. Фотографии показывал, чем они в своей мастерской занимаются. Конечно, по снимкам нельзя судить о деле, но все равно таких энтузиастов надо поддерживать. Обещать, что завтра же решу его проблему, не буду, но сейчас дам указание управлению образования разобраться. В какой школе его мастерская находится? В 113-й? Поговорю с ее руководством: пусть помогут чем могут.
Поделиться
Класснуть