Нурлан БЕЙСЕКЕЕВ, адвокат: Бросать Джакишева не собираюсь
Адвокат экс-главы “Казатомпрома” Мухтара ДЖАКИШЕВА Нурлан БАЙСЕКЕЕВ, находящийся сейчас на больничном (см. “Немужской разговор”, “Время” от 21.1.2010 г.), не намерен отказываться от своего подзащитного.
Напомним, Сарыаркинским судом №2 Астаны, в котором проходит процесс над бывшим главой “Казатомпрома”, ему был назначен
новый адвокат - Болат ИСАТАЕВ. Уже в первый день судебных слушаний Исатаев успел отличиться, сцепившись с
женой своего подзащитного Жамилей ДЖАКИШЕВОЙ в вестибюле суда (см. “Защитник идет в атаку”, “Время” от 20.1.2010 г.). Наш разговор с Нурланом Бейсекеевым мы начали с этого инцидента.
-
Согласно уголовно-процессуальному законодательству и Конституции нашей страны выбор адвоката осуществляется непосредственно самим обвиняемым - в данном случае Мухтаром Еркыновичем, - напомнил Бейсекеев. -
Суд же направил в коллегию адвокатов постановление о назначении Джакишеву нового защитника ввиду моей длительной болезни. С одной стороны, закон позволяет поступить подобным образом, но в этом случае суд должен был направить постановление в территориальную юридическую консультацию, а не в городскую коллегию адвокатов. То, что в Сарыаркинской юрконсультации нет адвокатов, имеющих допуск к госсекретам, не причина для того, чтобы не направлять туда постановление суда. Только убедившись в отсутствии там адвоката с допуском, суд мог обратиться в президиум горколлегии. В законе четко сказано: орган, ведущий уголовный процесс, не вправе приглашать кого-либо в качестве защитника.
А то, что суд не рассматривает ни заявление самого Мухтара Джакишева о желании видеть своими защитниками
Данияра КАНАФИНА и
Александра РОЗЕНЦВАЙГА, ни ходатайства самих этих адвокатов, - просто правовой нонсенс! Чтобы не нарушать права Джакишева, определенные Конституцией, судья должен был хотя бы впустить их (Канафина и Розенцвайга. - Р.Б.) в зал суда, в их присутствии рассмотреть ходатайства, получить от них ордера, выяснить позицию Мухтара Еркыновича, установить наличие или отсутствие у Розенцвайга и Канафина допуска к госсекретам и потом уже принимать решение.
Судья же нарушил не только право подсудимого на выбор защитников, но и воспрепятствовал адвокатской деятельности Канафина и Розенцвайга, их профессиональному долгу защищать любого, кто попросил об этом.
- Нурлан, вы знакомы с Исатаевым?
-
Он астанайский адвокат. Тот самый, который в свое время незаконно участвовал в процессе по делу
экс-главы КТЖ Жаксыбека КУЛЕКЕЕВА вместо
Салимжана МУСИНА. Факт его незаконного участия в том деле установлен и доказан: проведена проверка, по результатам которой он был исключен из коллегии адвокатов Астаны.
- Но если его исключили, то как он может быть защитником Джакишева?
-
Видимо, он восстановился, а как - я сказать не могу. И еще. Исатаев в разговоре с Жамилей упомянул, что он получил некий допуск к госсекретам у администратора судов в 2005 году. То есть он получил этот допуск таким же образом, что и
Ахан БАЙКАНОВ (
защитник второго подсудимого Талгата КЫСТАУБАЕВА. - Р.Б.).
Это вызывает много вопросов. Оформление допусков с 2007 года было возложено на территориальные департаменты юстиции. КНБ проводил соответствующие проверки всех адвокатов, претендующих на получение такого допуска. И если Исатаев, равно как и Байканов, получили допуски у администратора судов, то сейчас эти документы незаконны - они должны быть переоформлены в департаменте юстиции.
- Когда заканчивается ваш больничный?
-
19 января его продлили на 5 дней. Сказали, что в субботу меня должны выписать. Кстати, для меня было большой неожиданностью прочитать в прессе о том, что якобы я вышел из дела. Это абсолютно не так. Я действительно болен. У меня сейчас, как и у Джакишева, давление то резко повышается, то стремительно падает, сильные головные боли.
- Некоторые говорят: ваша болезнь - всего лишь удобный предлог, чтобы выйти из дела, не потеряв лицо.
-
Это неправда! Я не знаю, кто распространяет эти слухи. Уходить из дела я не собираюсь, даже несмотря на угрозы в мой адрес. Кстати, мне угрожают с самого начала. Говорят: если не угомонишься - тебя скомпрометируют или даже посадят.
- А кто говорит?
- Я бы не хотел сейчас их называть, у меня нет веских доказательств.
- Что вы намерены делать после выхода с больничного?
- Продолжить участие в деле. Что касается Исатаева, то у меня есть веские основания утверждать: он не имел права вступать в этот процесс. В свое время я обнародую эти факты.
- Почему не сейчас?
- Это было бы преждевременно.
- Как вы думаете, каким будет суд и с каким результатом он завершится?
- Мы ждем от суда справедливости и законности, но я согласен со своим подзащитным, когда он просит судить его с участием присяжных. У нас много оснований не доверять нынешнему суду.
- То есть чуда не будет?
- Скорее всего, нет. Но мы продолжаем надеяться.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Анастасии ПРИЛЕПСКОЙ, Алматы
Комментарии в тему
Александр РОЗЕНЦВАЙГ, адвокат:
Мы не на бешбармак пришли!
- Действия (а точнее, бездействие)
судьи ЖОЛДАСБЕКОВА не вызывают у меня иной эмоции, кроме как глубокого разочарования. По моему мнению, им допущен целый ряд грубейших нарушений закона. И это очевидно не только искушенному юристу. Рано или поздно всему этому будет дана должная оценка. Мы ведь прибыли не на бешбармак напрашиваться, а в орган правосудия - с официальными полномочиями на осуществление защиты подсудимого. Передали через канцелярию соответствующее ходатайство. А нас даже в зал суда не впустили! Причем судья все это знал и видел, однако как ни в чем не бывало проследовал мимо нас. После окончания процесса мы передали судье еще одно заявление о вступлении в дело, приложили к нему подлинники ордеров (на ведение дела. - Ред.). Однако на второй день нас даже в коридор суда не впустили. Мы несколько часов простояли в холодном вестибюле. И ушли ни с чем.
И по закону, и по
“понятиям” судья был обязан решить вопрос о нашем участии в процессе. Его право - допустить защитников или нет. Право адвокатов - обжаловать судебное постановление.
- Вы получили какой-либо официальный ответ от судьи?
- Нет. Но жалобы на его действия уже разосланы.
Салимжан МУСИН, адвокат:
Исатаев ведет себя беспринципно
- Поведение Исатаева абсолютно непорядочно, беспринципно и бесчестно. Ну как так можно?! Ему же дают понять, что от его услуг отказываются, так как сомневаются в его профессиональных качествах. Нормальный человек в таких случаях говорит следователю, судье: извините, я не имею морального права защищать человека, который сомневается в моем профессионализме. А он продолжает с невозмутимым лицом участ-
вовать в процессе!
С Исатаевым я столкнулся, когда 16 июля 2008 года следователь отстранил меня от дела Кулекеева за то, что я якобы затягивал процесс. И назначил адвокатом Кулекеева именно Болата Исатаева. Вечером после рабочего дня Исатаев пришел к Кулекееву. И подписал все документы, не зная дела, стратегии и тактики защиты. То есть совершил действия во вред своему клиенту! Я обжаловал действия следователя. Позже коллегия адвокатов Астаны наказала Исатаева, отчислив его из своих рядов.
Через некоторое время Исатаева восстановили в коллегии адвокатов Астаны, объявив ему выговор.

