Картины без названия
После окончания школы, как полагается, Максут Тивамов отслужил в армии.Об учебе в вузе не думал. Мама одна воспитывала пятерых детей. Какая там учеба? Да и талантов за собой особых не замечал, чтобы развивать их.
Вот друг Сакен, тот - да, талант! Сакен уехал из села учиться. Максут с гордостью следил за успехами своего друга и одноклассника.
Культуролог Ауезхан Кодар сказал о друге Максута: “Личность Сакена Нарынова - национальное достояние Казахстана”.
Правильно сказал, считает Максут.
Нарынов - известный казахстанский архитектор, изобретатель, скульптор и дизайнер.
Два друга. Один знаменит и талантлив, другой широкой общественности неизвестен и считает, что у него особых талантов нет. Но это им абсолютно не мешало и не мешает дружить почти шесть десятилетий.
Максут остался жить в родном селе.
Женился на девушке, приехавшей погостить к родственникам.
Построил дом в четыре комнаты.
Родили троих сыновей и одну дочь.
Посадили не одно дерево.
Работал в газовом хозяйстве.
Нормальная жизнь. С выездами на рыбалку, встречами с другом.
Ну что еще человеку делать, выйдя на пенсию?
***
Все началось с книги, которая называлась “Управлять своей судьбой”.
- Я решил добраться до своего подсознания, - объясняет Максут. - Почитал, последовал мудреным советам автора, и… ничего у меня не получилось. Два года потратил.
Дальше Максут обратил внимание на солнце. И началась новая жизнь. Странная, непонятная и завораживающая.
Он начал рисовать.
Сначала в простых ученических тетрадках. По 10 тетрадей в день.
Никогда не рисовавший Максут не верил тому, что происходит.
- Рука сама чертила линии, - признается он.
Получались причудливые горы из застывшей лавы вулкана. Потом из-под пера стали появляться диковинные растения и живность.
- Фантазии моего подсознания, - решил Максут.
Пока не увидел горы, похожие на те, которые рисовал. В Австралии, Южной Америке и Северной Корее. По телевизору.
- Наверное, в прошлой жизни я видел это, - сделал вывод Максут.
***
Вот уже шесть лет Тивамов почти каждый день садится на пол за маленький столик, окунает перо в баночку с черной тушью и заносит руку над чистым листом ватмана. Он не знает, что получится, с какой точки начнет свою графику, похожую на изящную вязь лепестков.
- Эти картины снимают страх и беспричинную тревогу, - рассказывает Максут. - Жена иногда говорит: ты, наверное, скоро это самое? (Следует жест у виска.) Я могу часа два без отрыва смотреть на свои картины и как будто путешествую, хожу по этим горам.
- Не обижайтесь на вопрос: на учете не состоите?
- (Смеется.) Думаю, у всех творческих людей, которым Бог дал какой-то дар, есть какой-либо сдвиг.
***
Между прочим, жена может сколько угодно ворчать, что творения мужа уже негде хранить, весь сарай полон, а сама же идет на базар и покупает мужу тушь и бумагу.
Незатратный талант у мужа: пузырек туши стоит сто тенге - на десять картин хватает, ватман - 50 тенге за лист, перьевая ручка используется несколько лет - пока не сотрется.
- Я мог бы и маслом писать, - рассказывает Максут. - Но холст, грунтовка, краски, кисти - это дорого, не потяну. Я остановил выбор на графике.
***
Сакен Нарынов сказал своему школьному другу:
- Это интересно.
Показал его работы коллегам и специалистам и предложил Максуту подумать о проведении выставки.
Максута одолели сомнения:
- Неудобно мне стало. Сакен - человек одаренный, заслужил звание художника своим трудом, а мне вроде как с неба упало.
Но потом решился.
- Я же думал: повезу на выставку рулоны картин, кнопками к стенке прилеплю, - вспоминает Максут. - Оказывается, их надо в рамки оформлять. Заехал в ЦУМ, а там маленькая рамка семь тысяч тенге стоит. А у меня 200 картин разного формата. Для организации выставки, получалось, необходимо миллион тенге иметь. Или даже больше, если учесть аренду помещения, рекламу и фуршет.
В общем, не заладилось с организацией выставки.
Пока же в доме жена повесила только одну картину мужа на стену в комнате, где принимает гостей. Простенькую рамочку состряпала сама из подручного строительного материала.
На выставку, конечно, такое оформление не пойдет, а дома даже как-то трогательно смотрится.
***
Культуролог Ауезхан Кодар назвал увиденные картины “парадоксальным творчеством художника Максута Тивамова” и написал о нем в своем журнале.
Познакомился Максут с другими художниками. И ощутил другой мир: яркий и потрясающий.
Жизнь после 60 только начинается.
***
Картины у него без названия.
Просил и друга своего придумать им имена.
Не придумали.
Так и существуют пока под номерами.
Есть у художника Тивамова две особые картины.
На растениях, которые, как предполагает Максут, были когда-то в древности, из созревших соцветий семенами висят… “человеки”.
Поскольку он утверждает, что рисует не сам, а кто-то водит его рукой, Тивамов делает фантастическое предположение:
- Может, Бог человека не из глины слепил? Может, мы вот так появились на Земле? На одной картине мужчина понурый, как больной, я не мог понять почему, а потом родилась вторая картина, где мужчина добрый и веселый. И все стало ясно: на первой картине нет женщины, а на второй - есть!
***
- Максут, на ваших картинах солнце с крыльями.
- Нет, это просто лучи солнца, - отвечает.
Жалко. С крыльями как-то поэтичнее. Пофантазировать можно.
… А за окном во дворе возвышается теплица, сложенная из стеклянной тары. Никакой фантастики: стены из стеклянных бутылок действительно хорошо сохраняют тепло и позволяют выращивать богатый урожай.
Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

