7070

В франкенштейны Доскалиев не годится!

В франкенштейны Доскалиев не годится!Индекс качества жизни, который был опубликован на прошлой неделе журналом International Living, вызвал определенный ажиотаж в казахстанских СМИ. При определении этого индекса журнал учитывал такие критерии, как прожиточный минимум, досуг и культура, экономика и окружающая среда, уровень свободы, состояние здравоохранения и т.д. “Проанализировав” эти данные, эксперты дали Казахстану 48 баллов, опустив нас даже ниже Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.

Серьезно относиться к такому рейтингу вряд ли стоит, потому что его составители, судя по всему, вообще имеют плохое представление о Центральной Азии. Но можно предположить, что некоторые наши чиновники искренне возмущены тем, что республику опустили ниже плинтуса - ведь, по официальным данным, на ту же социальную сферу денег с каждым годом тратится все больше и больше. Премьер-министр еще в конце прошлого года заявил, что проект государственного бюджета на 2010 год является значительно более социально ориентированным, чем это было прежде. Расходы на социальную сферу составляют свыше 40 процентов от общего объема расходов бюджета (для сравнения: в 2007-м было 31,5, в 2008-м - 26,4 процента). А с учетом фонда оплаты труда бюджетных учреждений расходы на социальную сферу превысят половину всех расходов бюджета. Но в глаза бросается один важный момент: основная часть расходов идет скорее на поддержание штанов, чем на покупку нового костюма. Взять хотя бы пресловутое 25-процентное повышение заработной платы бюджетникам, которое перенесли на этот год. Сколько копий было сломано и популистских заявлений по этому поводу сделано, но ведь прошлогодняя февральская девальвация тенге, новогоднее создание Таможенного союза и рост инфляции уже давно съели и переварили эту прибавку.
Еще больше настораживает, что государственные расходы в таких социальных сферах, как образование и здравоохранение, растут, но при этом индекс человеческого развития (ИЧР) у нас действительно стремительно снижается. Так, например, в 2009 году ИЧР Казахстана составил 0,804, что ставит республику на 82-е место среди 182 стран мира. Официальные структуры подают это как успех. Но некоторые эксперты отмечают, что власти лукавят, ибо ИЧР за 2009 год был основан на статистических данных докризисного 2007 года. К тому же у нас довольно низкая продолжительность жизни - 64,9 года, тогда как в странах с высоким ИЧР она составляет почти 80 лет. Что касается индекса по образованию, то за основу взяли только количественные показатели посещения школ и грамотности населения, не обращая внимания на качество обучения.
С момента начала кризиса в Казахстане на заседаниях правительства говорят о чем угодно, но только не о поддержке и росте человеческого капитала. Интересно, на чем они собираются строить посткризисную экономику? Эта тема даже не поднималась во время обсуждения стратегии форсированного индустриально-инновационного развития, которая отличается от прежней программы лишь тем, что из нее выкинули тезис о 30 корпоративных лидерах и “забыли” о намерении войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Но ведь любые реформы нуждаются в здоровых и хорошо образованных гражданах страны.

Между тем состояние того же отечественного здравоохранения просто плачевно. Каждый новый министр, приходящий на руководство этой отраслью, тот же Доскалиев, например, - мнит себя Франкенштейном, оживляющим трупы. Однако пациент по-прежнему скорее мертв, чем жив.
Теперь здесь вводится Единая национальная система здравоохранения. Как всегда, все это делается якобы во благо людей, что уже настораживает. Помнится, такая же риторика когда-то применялась и при создании многострадального Фонда обязательного медицинского страхования, руководитель которого до сих пор в бегах. Опять говорится о формировании конкурентной среды и прозрачности оказания медицинских услуг, ориентации на конечный результат. Все это мы слышали уже не раз, но по-прежнему довольствуемся очень низким стандартом оказания медицинских услуг, когда детей десятками заражают ВИЧ-инфекцией или гепатитом С, а человека, заболевшего конго-крымской геморрагической лихорадкой, отправляют на лечение к стоматологу. В наших условиях всякая реформа - это лишь повод для “распила” бюджетных денег.
А может быть, реформу стоит начать с системы медицинского образования, которая плодит эскулапов с купленными дипломами? Не помешало бы ужесточить уголовную ответственность врачей за вред, нанесенный здоровью пациента во время лечения.
Есть прогнозы, что в условиях экономической стагнации рождаемость в стране будет снова сокращаться, а смертность возрастать. Как утверждают те же демографы, кризисным для Казахстана будет второе десятилетие XXI века, когда в детородный и трудоспособный возраст вступит малочисленное поколение 90-х. На этом фоне прогноз ООН, что в 2050 году численность населения Казахстана составит всего 13,9 миллиона человек, выглядит вполне правдоподобным.
При этом плохое здравоохранение, низкая продолжительность жизни в Казахстане сочетаются с серьезным ухудшением качественного состава населения. Это вызвано вымыванием профессиональных кадров из страны и деградацией системы образования, которая грозит “подарить” стране целое поколение неучей. По статистике, только 16,3 процента детей из малообеспеченных семей имеют возможность продолжить образование после школы. Появилось целое “потерянное поколение” граждан с купленными дипломами о высшем образовании. Есть ли у Министерства образования и науки (какое в свете нынешних реалий интересное название!) понимание того, что качественного образования у нас уже нет, а казахстанскую науку, судя по всему, могут спасти только сверх­усилия, на которые наши бастыки пока не способны?

Многочисленные непродуманные эксперименты с образованием в Казахстане достигли своего критического предела. Многие выпускники вузов не имеют шанса, а часто и сами не хотят работать по специальности. Одним нужна просто “корочка”, других не берут из-за низкой профессиональной подготовки, а третьи выбрали невостребованную специальность. Как эти “кадры” будут конкурировать на рынке труда в случае вхождения Казахстана в ВТО, когда откроются границы для высококл­ассных и недорогих специалистов, например, из Китая или, допустим, из Индии? Кстати, некоторые экономисты вообще считают, что в трудоемких отраслях у Казахстана практически нет конкурентных преимуществ по сравнению с Китаем, а в высокотехнологичных - с западными странами и Россией.

Досым САТПАЕВ, директор Группы оценки рисков
Поделиться
Класснуть