Губительный пласт
Попытки возродить единственный в Казахстане Научный центр горной геомеханики и маркшейдерского дела пока не дают результата. Дважды государственные мужи отчитывались, что при поддержке правительства дело сдвинулось с мертвой точки. Однако у общественности и научных работников до сих пор есть небезосновательные причины сомневаться в искренности замыслов чиновников.
В Казахстане практически нет институтов, напрямую связанных с безопасностью угольных шахт. Как утверждает
президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгат ДОСКЕНОВ, был единственный, и тот разрушили - Республиканский научный центр горной геомеханики и маркшейдерского дела.- Несмотря на череду крупных аварий на карагандинских шахтах, повлекших многочисленные жертвы, со стороны центральных государственных органов нет должного внимания к технике безопасности. Не может высокотехнологичное производство так часто зависеть от каких-то случайностей или “непознанных” природных процессов.
О необходимости восстановления научного центра чиновники из Министерства индустрии и торговли и Министерства по чрезвычайным ситуациям всерьез задумались после крупной аварии в январе 2008 года на шахте “Абайская”, унесшей жизни 30 горняков. Списав все на природные факторы, следствие так и не смогло выяснить, что стало причиной внезапного выброса метана и его взрыва.
Тогда комплексная горно-техническая экспертиза, назначенная следователями, обошлась бюджету в 500 тысяч российских рублей. За неимением собственных лабораторий исследование пришлось заказывать в Российском научном центре горного производства, что в подмосковных Люберцах. Таких серьезных экспертиз, когда лава будет вскрыта, только на “Абайской” придется сделать еще несколько. Поэтому еще в 2008 году в качестве выхода из ситуации следователи предлагали создать соответствующую лабораторию с необходимым оборудованием в Карагандинском регионе.
Не обошлось без проведения экспертиз и после внезапных выбросов метана на шахте “Тентекская” в 2008 и 2009 годах, унесших в общей сложности 8 горняцких жизней. Исследования опять влетели следователям в копеечку. И вновь никто так и не смог дать ответа, что стало причиной внезапного выброса метана.
Примерно тогда же, в 2008-м, имущество и интеллектуальную базу центра решено было передать социально-предпринимательской корпорации (СПК) “Сарыарка”. Однако, по мнению Талгата Доскенова, реальной пользы от такой передачи никто пока не увидел:
- За последние полтора года СПК “Сарыарка” не реализовала ни одного из заключенных договоров. Не выполнены обещания по сохранению профиля выполняемых работ, их модернизации и развитию уникального предприятия. Большая часть помещений центра попросту сдана в аренду. Если называть вещи своими именами, то, по моему разумению, это был просто захват!
Как считает г-н Доскенов, с освоением глубоких горизонтов аварийность угольных шахт может еще больше возрасти.
- Ведь совершенно очевидно, что работа центра горной геомеханики и маркшейдерского дела сейчас особенно актуальна и востребованна, - делает вывод президент ассоциации. - Необходимо исходить не из сомнительной выгоды от арендной платы за помещения научного центра, а принять меры, пока не поздно, к незамедлительному восстановлению института. Может быть, имеет смысл вернуться к вопросу о полной передаче центра с основными его фондами в состав МЧС, как это предписывает пункт 31 акта специального расследования правительственной комиссии группового несчастного случая на шахте “Абайская”?
В самом деле, собирать за аренду помещений по 2-3 тысячи тенге с квадратного метра в месяц - странная выгода. Ведь одна только комплексная экспертиза приносит почти 2,5 миллиона тенге. А в серьезных постоянных научных исследованиях сегодня нуждаются не только шахты компании “Арселор Миттал Темиртау”, но и многие другие горнодобывающие предприятия Казахстана. Зачем отдавать заказы россиянам, когда можно кормить и развивать собственную науку?
Руководитель представительства СПК “Сарыарка” в Карагандинской области Кариполла МУКАТОВ считает, что претензии, которые предъявляет ассоциация предпринимателей, необоснованны:
- Большая часть оборудования давно уже морально и физически устарела. Для нормальной работы центра необходимо покупать современное оборудование. Но, уверяю вас, главную ценность представляет не оборудование, а информационная база научных разработок, которая была накоплена за все время работы организации.
По словам г-на Мукатова, в период упадка угольной отрасли нашлось много желающих поиметь научные разработки в своих корыстных целях:
- Сейчас существует масса небольших частных фирм, которые оказывают аналогичные услуги, что и центр. Но все они не могут эффективно работать по одной простой причине - не имеют научной базы. У центра она есть. Мы сохранили все архивы, все научные труды, собранные учеными с момента открытия центра.
И хотя основной доход научного центра сейчас - сдача в аренду помещений, Мукатов в этом ничего зазорного не видит. Зато, говорит, долгов нет.
Однако слова г-на Мукатова ставит под сомнение бывший директор Центра горной геомеханики и маркшейдерского дела Калдыбек ЭЛИМАНОВ:
- Они угробили единственный институт в Казахстане, - сокрушается он. - У меня есть подозрение, что они уничтожили отчеты за 60 с лишним лет, потому как освобождали помещения, чтобы сдать их в аренду. На каком основании они вообще переоформили здание в собственность корпорации?
Теперь, как говорит Калдыбек Элиманов, даже если центр перейдет в ведение МЧС, просто негде будет располагать свои лаборатории. Кстати, по его данным, СПК “Сарыарка” за время своего управления центром получила всего два заказа. Да и те толком не смогла выполнить. Причина - отсутствие опыта и квалифицированных специалистов:
- На сегодняшний день в Караганде осталось всего 8-10 специалистов, которые могут работать в научном центре. Их колоссальный опыт передавать некому. Хотя еще есть возможность все восстановить, приложив массу усилий. Но медлить нельзя! Иначе мы потеряем не только оборудование, но и инженерную школу, а это равносильно тому, что потерять все.
Сейчас бывший директор центра с болью в сердце ждет приезда комиссии из МЧС. Для него это единственный шанс попасть в здание и убедиться, что ценнейшее оборудование и архивы еще уцелели. И последняя возможность спасти уникальный исследовательский центр, который способен конкурировать со многими зарубежными организациями аналогичного профиля.
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, фото автора, Караганда
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

