“Труба” от Всевышнего
В далеком 1968 году, когда Людмила Воронина, конечно же, еще не была доктором технических наук и профессором, Шакен Айманов предложил ей роль в своем фильме
“Ангел в тюбетейке”. Она не только сыграла спортсменку, красавицу и комсомолку, но и подарила режиссеру один из забавных эпизодов из своей спортивной карьеры.О выборе в жизни
- Обычно тренеров спортсмены не выбирают, - рассказывает Людмила Валерьяновна. - Я жила в Актюбинске, там у конькобежцев был единственный тренер - Вячеслав Андреевич Ткачев, причем он тренировал еще и велосипедистов, тогда это было нормой. Я и пошла к Ткачеву. После окончания школы приехала в Алма-Ату учиться на химфаке КазГУ - это уже был мой выбор. И при университете тоже была единственный тренер по конькам - мастер спорта Нина Спиридоновна ВЕРИЧЕВА. В сборной страны, куда я попала, гостренером был Май Ундеевич Хван, в сборной СССР, в составе которой я была восемь лет, тренеров тоже не выбирали. Но мне с теми, кто нас выводит в мастера, по жизни везло. Возможно, я везучий человек и неконфликтный.
Об обратной стороне медали
- Я училась на пятом курсе, когда стал вопрос: рожать или поехать в Америку на Всемирную универсиаду, чтобы получить квартиру? И мы с первым мужем решили, что квартира и Америка важнее. Мама меня чуть ли не на коленях умоляла: роди ребенка и снова тренируйся, я буду помогать. Все у тебя будет - и квартира, и Америка…
Но я все-таки съездила в Америку, заняла первое место на Всемирной универсиаде. Мне позвонили, как только сошла с пьедестала: поздравляем, город Алма-Ата позаботился о том, чтобы вы получили квартиру. Мама так и не дождалась рождения внука, и отец не дождался. У нас со вторым мужем появился сын почти через 20 лет после победы в Америке.
Бог сжалился надо мной. Наверное, это испытание было дано, чтобы я определилась с ценностями в своей жизни. Я не стесняюсь приводить себя в пример молодым девчонкам, чтобы они знали: карьера и победы для женщины не могут быть важнее ребенка. Я бы и на следующий год, родив и немного восстановившись, победила, никуда бы это от меня не делось.
Это, пожалуй, единственный момент в жизни, о котором жалею.
О семье
- В сорок лет я родила сына Андрея, мне друзья предлагали: назови его Жданчиком. Он же долгожданный! Вырос большой хороший человек. Стал мастером спорта по штанге. Окончил юридический факультет. Защитил диплом на английском языке. Если судьба сложится удачно, он будет защищать интересы наших спортсменов на международных соревнованиях. Андрею 22 года. Женился на третьем курсе. Когда я сказала: “Андрюшка, может, рано?”, он ответил: “Мама, разве тебе не хочется быть бабушкой?” Я честно призналась: “Давно хочу!” - “О чем нам тогда спорить?”
Внук Леонард уже ходить начал. Как все бабушки, я могу все, чем занимаюсь, оставить ради него. Если потребуется.
Муж у меня военный, полковник. Это самый надежный человек в моей жизни, который всегда рядом.
Мы живем все вместе. Четыре комнаты. Не тесно.
Про киноВ последнее время стали чаще показывать по нашему телевидению фильм “Ангел в тюбетейке”. Как только он начинается, мои домочадцы кричат: пойдем, тебя смотреть будем!
Я люблю этот фильм, потому что он мне подарил много друзей на долгие годы.
Шакен Айманов хотел показать все красоты нашего города. Ну а как без катка “Медеу”? Как-то на тренировку пришел незнакомый человек, внимательно следил за нами, а потом подозвал меня: “Вы можете мне рассказать о коньках?” - “Да ради бога! Вы кто?” - “Я Шакен Айманов”. Ну и ладно. Разговорились, он все искал смешные истории для кинокомедии. Я рассказала, как однажды участвовала в соревнованиях, которые не могли начать вовремя из-за того, что лед таял. Время шло, спортсмены волновались. И вот приступили к соревнованиям в два часа ночи. Несмотря на столь поздний час, на трибунах Центрального стадиона за меня болел мой химфак во главе с деканом. У меня руки от холода трясутся.
Декан меня подзывает: ты боишься или замерзла? Отвечаю: и боюсь, и замерзла. Тут он говорит: сейчас я тебя согрею. Снимает крышечку с термоса - вроде как чай. Я доверилась полностью человеку, пью залпом, а это чистый спирт! Из лаборатории взяли, а он у нас там был высокого качества. У меня дух перехватило, а меня уже на старт вызывают. Ах как я бежала! Семь с половиной кругов, все лучше и лучше. Айманов долго смеялся, история ему понравилась. Он вставил в свой знаменитый фильм эпизод, где главной героине на катке иностранцы наливают из термоса коньяк и она его выпивает, думая, что это чай.
А я в фильме играю одну из девушек, которую мама приглядела для сына, все время падаю на льду…
После съемок мы подружились с Шакеном. Я подарила ему коньки, и он приходил на “Медеу” кататься.
Мы встречались с Аминой Умурзаковой, когда она была жива. Недавно была у Бибигуль Ахметовны Тулегеновой на юбилее, и дома у нее бываю. Нас связывает молодость. По телефону часто общаемся, рецептами оздоровления делимся.
Выбираемся на “Медеу”. Это уникальное место. Раньше все, кто хотел ставить рекорды, просились сюда. Тогда закрытых стадионов не было, ветер все время мешал, а на “Медеу” тогда была так называемая аэродинамическая труба, которая, если повезет спортсмену, все время дула ему в спину! И все просили Всевышнего: устрой для меня лично “трубу”! И я просила. И на дистанции три тысячи метров я попала в “трубу”!
Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

