8689

Щас спою!

Щас спою!В прошлом году сенатор Гани КАСЫМОВ предложил запретить в Казахстане фонограмму. В Министерстве культуры и информации к предложению депутата отнеслись скептически.
- Если запретить сейчас использование фонограммы, “рухнет” вся отечественная эстрада, - считает ответственный секретарь министерства Жанна КУРМАНГАЛИЕВА. - Конституция гарантирует свободу творчества, а творчество можно реализовывать в любом виде. Так скоро дойдем до того, что и караоке запретим.
Можно ли считать “фанеру” обманом потребителя? Какова готовность казахстанского шоу-бизнеса работать только “живьем”?
Вот что об этом думают наши эксперты.

Кыдырали БОЛМАН, певец, продюсер этногруппы “Улытау”:
Любой каприз за ваши деньги!
- Живая музыка во всем мире обходится дороже, чем выступление под “фанеру”.
Какой казахстанский слушатель купит билет на концерт отечественного исполнителя за 60-70 евро, даже если ему гарантируют живое исполнение?
В нашей стране очень мало площадок для выступлений, где можно было бы собрать больше тысячи зрителей, а выступать живьем для 500 человек, неся при этом огромные расходы на аппаратуру и обслуживающий персонал, нерентабельно.
“Улытау” всегда выступает живьем, но у нас были случаи, когда заказчики концертов открытым текстом просили отыграть концерт “под фанеру” - так, мол, дешевле. То есть нередко “искусственное исполнение” - не прихоть артиста, а желание заказчика.
Заметьте, что если нашему зрителю предложить за одну и ту же цену сходить на концерт казахстанского или российского артиста, он непременно выберет заграничного исполнителя. Свои априори считаются как бы “вторым сортом”.
Мое мнение: разговоры о запрете фонограммы преждевременны, для начала нужно создать шоу-бизнес, а потом повышать планку требований.
Недавно я создал Союз исполнителей Казахстана, куда уже вошла половина эстрадных артистов. Мы намерены перевести шоу-бизнес на новый качественный уровень. В Казахстане очень много талантливых исполнителей, но они не могут прорваться к зрителю, потому что везде нужно платить. Редкие певцы гастролируют по стране, основной их доход - свадьбы и корпоративки. Чтобы снять 2 клипа, певцу нужно “отыграть” 100 свадеб, столько же - чтобы раскрутиться на радио и телевидении. Такая перспектива, по-моему, не слишком обнадеживает.

Ауэзхан КОДАР, культуролог, главный редактор журнала “Тамыр”:
Хотеть не вредно
- Запреты всегда имеют обратный эффект, поэтому законодательный отказ от фонограммы будет бесполезным занятием - фонограмма стала частью эстрадной культуры. Казахстанский шоу-бизнес - явление молодое, развивающееся, которое какими-то ограничениями можно подкосить на корню. Идея Гани Касымова абсурдна еще и с той точки зрения, что в Казахстане прослойка музыкально образованных людей, способных отличить одну ноту от другой, крайне мала. Если запрещать, то ради строгих ценителей музыки. А они, как правило, предпочитают слушать классиков. Вряд ли поклонники СПИВАКОВА ходят на концерты поп-звезд. Уже давно массовая культура, коей является шоу-бизнес, превратилась в караоке, а для эстрадных звезд главное не наличие голоса, а внешняя фактура, телодвижения на сцене. Современные попсовые группы исповедуют культ наготы на сцене и собирают стадионы.
Конечно, фонограмма - это обман, имитация искусства. Но самое главное, что потребитель сознательно соглашается на этот обман. По большому счету, казахстанский зритель имеет тех кумиров, которых заслуживает.

Бибигуль ТУЛЕГЕНОВА, народная артистка СССР:
Ни разу не пела под фонограмму
- Касымов прав. В последнее время на казахстанской сцене развелось столько псевдопевцов, что диву даешься, хотя молодежь, случайно оказавшаяся на эстраде, вполне могла бы реализовать себя в другом деле и стать более полезной для страны.
За свою сольную карьеру я ни разу не выступала под фонограмму, мне было бы стыдно выдавать за искусство имитацию эстрадной деятельности. Самое парадоксальное в том, что новоявленные певцы, искусно раскрывающие рот под фонограмму, зарабатывают за такие концерты гораздо больше, чем исполнители живой музыки. Трагедия такой псевдокультуры в том, что она портит молодежь. Одно поколение, воспитанное на попсе, мы уже потеряли - в культурном плане. Подражая своим кумирам в поведении, стиле и образе жизни, подрастающие казахстанцы остаются с пустотой в головах.
Единственная исполнительница, концерты которой я посещаю с удовольствием, - Толкын ЗАБИРОВА. Дело даже не в том, что она моя ученица. Она не случайный в искусстве человек, продолжает работать над собой и стала лауреатом двух международных конкурсов камерного пения.

Бекболат ТЛЕУХАН, певец, композитор, депутат мажилиса:
По совести - и спрос
- Невозможно запретить фонограмму, в этом нет никакого смысла, да и Конституция не позволит. Несмотря на то что я противник “искусственного пения”, считаю, что в определенных ситуациях без фонограммы не обойтись. Думаете, на закрытии и открытии Олимпийских игр исполнители выступают живьем? Ничего подобного. Все артисты, выступавшие на Играх в Китае в 2008 году, пели под фонограмму. Выступление на огромной открытой площадке вживую не потянут ни артисты, ни аппаратура.
А вот когда исполнитель дает концерт в закрытом помещении и имитирует живое исполнение - это нечестно и непрофессионально. Пусть такие вещи будут на совести тех, кто позволяет себе подобные вольности.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее