Снимали два товарища

В алматинской камерной галерее
“Вернисаж” два мастера объектива, два Александра -
ЖДАНКО и
ФОГЕЛЬ - представили экспозицию
“Природы чудные творения…”Фотовыставка приурочена к презентации второго тома уникальной книги Александра Жданко и ученого-орнитолога Сергея ТОРОПОВА “Дневные бабочки Джунгара, Тянь-Шаня, Алая и Восточного Памира”. Энтомолога Жданко и инженера-электронщика Фогеля девять лет назад объединила любовь к дикой природе. С тех пор было пройдено немало дорог и снято множество удивительных кадров.
Фазанам на смех- Это моя первая персональная выставка, поэтому работы прошли двойной отбор, - смеется Александр Фогель, - ведь хочется показать зрителям действительно настоящие кадры! Нам еще повезло любоваться природными красотами вживую. А вот наши потомки “приобщиться к природе” смогут только по фотографиям. Безвозвратно исчезают уникальные виды растений и животных, поэтому мы с Сашей спешим снять как можно больше кадров. После знакомства со Жданко я всерьез занялся съемкой диких животных, насекомых и растений. Как-то решил снять на наших горных “прилавках” фазанчиков. Залег в засаду, но никак не мог поймать момент.
От опасности фазан стремится спастись бегством и прячется в траве. И только в случае крайней необходимости пускается в полет: из густых зарослей взлетает круто вверх, “свечкой”, с большим шумом. В общем, все мои усилия поймать резкий кадр не увенчались успехом. Плюнул я и выбрался из укрытия. Убрал фотоаппарат, и что вы думаете: фазаны тут как тут. Мимо меня ходят, поглядывают. Я опять за фотоаппаратом полез - их как ветром сдуло. И так несколько раз. В итоге ушел пустой, а вслед слышу издевательское “кох-кох-кох” - птицы словно посмеивались надо мной!
Снимаю всё, что шевелится- Я снимаю все, что шевелится, - от крупных животных до маленьких паучков, - продолжает Александр Жданко. - Но самая большая моя страсть - бабочки. В моей коллекции - почти все виды этих красоток, что обитают в Казахстане (а их более трехсот). Снять эту “фотомодель” - задача не из простых. К примеру, аполлона (дневная бабочка, занесенная в Красную книгу. - Н.П.) в горах можно заснять, лишь когда солнце скроется за облачком: бабочки тут же садятся греться на камни. В случае угрозы аполлон падает на спину, распахивает крылья, демонстрируя красные пятна, и скребет ножками по нижней стороне крыльев, издавая шипящий звук, - пугает противника. А этим летом в киргизских горах Ала-Тоо я сделал уникальный кадр шашечницы (свое имя эта бабочка получила благодаря мелким отметинам на крылышках в виде клеточек, напоминающих доску для игры
в шашки. - Н.П.)
на кормежке. Эта красавица обитает только на крутых сыпучих склонах. Пришлось в буквальном смысле ползти по наклонной “сыпучке”, чтобы запечатлеть ее. Не раз рисковал сорваться - но дело того стоило. Есть теперь в моей коллекции и бражник в полете (это крупные бабочки с толстым мускулистым туловищем, способные развивать скорость до 50 км в час и летать на далекие расстояния. - Н.П.).
Он делает 500 взмахов в секунду, и поймать его в резкости удавалось немногим. По крайней мере, я таких кадров не видел. В двух томах уникальной книги “Дневные бабочки Джунгара, Тянь-Шаня, Алая и Восточного Памира” описывается 300 видов бабочек, обитающих в горах. Теперь мне предстоит работа над третьим и четвертым томами. На сегодняшний день среди моих “трофеев” - бабочки, которых в последний раз снимали полвека назад.Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz , фото из архива А. ЖДАНКО и А. ФОГЕЛЯ, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

