Ниже пандуса
В последние дни уже прошлого года общественное объединение
“Ассоциация женщин-инвалидов “Шырак” провело республиканский семинар
“Повышение чувства собственного достоинства и репродуктивные права женщин с инвалидностью”, на котором уделило внимание и интимной стороне жизни. Тренинги по столь щекотливой теме вела
председатель объединения Ляззат КАЛТАЕВА (на снимке).- Ляззат, когда вы боретесь за качественное медобслуживание, за строительство пандусов, это понятно всем…
- А сейчас мы совсем обнаглели? Стыд потеряли, да? Во-первых, кто об этом скажет, кроме нас? Мы провели исследование в 2007 году и выявили основные проблемы женщин-инвалидов: это здравоохранение, образование и трудоустройство. Решением этих проблем мы занимаемся все годы. Тогда же прозвучали другие проблемы: интимная жизнь, право на материнство, право на усыновление ребенка…
- Одна ваша коллега из Караганды тоже постоянно поднимает эту тему.
- Розу Петрусь я хорошо знаю. У меня есть еще одна подруга, тоже Роза и тоже на коляске. Если на вопрос, как здоровье, она отвечает: “Лучше про секс поговорим”, - это значит, что самочувствие у нее не очень. Обе Розы - целомудренные дамы, но эпатируют публику, чтобы привлечь внимание к серьезным проблемам. Если Роза Петрусь заявляет, что нужно легализовать проституцию среди инвалидов, то это потому, что на пособия по инвалидности не выжить. Если она предлагает предусмотреть в бюджете расходы для инвалидов, у которых есть проблемы в интимной жизни, так это уже сделано в Нидерландах.
- Вы думаете, у нас такое возможно, чтобы бюджет оплачивал расходы на проституток?
- Нет, конечно. До этого дошли свободные головы в свободных странах, а у нас общество не осознало, что инвалид имеет право на все, в том числе на секс.
Недавно я встретила молодого человека на коляске из Костаная. Он рассказал, что в реабилитационном центре Омска имеется комната, где есть все пособия, видео на эту тему, и если у тебя с любимой возникают проблемы, то консультанты могут подсказать и помочь. У нас же многие инвалиды живут в полной уверенности, что они ничего из себя не представляют. В августе меня приглашали в Атырау провести тренинг для 30 женщин, которые не выходят из дома. Среди них была молодая девушка, которая лет шесть назад сломала позвоночник в области шеи. И когда я начала разговор про сексуальность, до этого молчавшая девочка не выдержала: “Ляззат, я не знаю, как в туалет ходить, а вы о чем?”. Я к таким выпадам уже привыкла. Это нормальная реакция.
Через четыре месяца эта девушка приехала к нам на семинар в Алматы. Три дня ехала в поезде. Она сказала: “Когда я была здоровым человеком, была уверена, что инвалидов мало и они должны сидеть дома. Когда я сломалась, не хотела жить, потому что считала, что смысла нет, и вдруг приехали вы и перевернули все мои представления. Я больше не хочу сидеть дома, хочу зарабатывать нормальные деньги, чтобы жить достойно”. У человека появилось чувство уважения к самой себе.
- Ляззат, у нас даже к художественному фильму “Келiн” многие отнеслись с негодованием. Не боитесь, что ваши семинары ждет та же участь?
- Когда меня начинают подозревать в том, в чем я не виновата, чувствую себя очень уверенно.
- Когда вы говорите об интимной жизни инвалидов, слово “семья” не произносите.
- Нужно быть честным: инвалидам очень трудно создать семью. Считается, что людей с инвалидностью надо оберегать от секса - это неправильно. Мы всегда говорим нашим женщинам: если у кого-то из вас нет интима в жизни - это не значит, что в вашей жизни нет смысла. Интима нет у многих вполне здоровых людей. Но если я буду настраивать их, что они такие красивые и способны использовать все позы Камасутры, это тоже неправда. Меня один журналист спросил: вы хотите, чтобы завтра все женщины-инвалиды родили? Это не наша цель, наша цель, чтобы общество позволило им иметь это право.
- У нас к женщине-инвалиду, которая решилась родить, относятся как к героине.
- Не все. На самом деле это действительно героизм, просто мало кто это понимает. Чаще такую женщину воспринимают как безответственную: на что она надеется, как будет ребенка кормить, или рожает, чтобы он за ней ухаживал?
Вот в Таразе произошла революция материнства среди женщин-инвалидов. Я видела их детей: все здоровы и красивы. Но в целом по стране картина другая.
У нас инвалидность является серьезным критерием для того, чтобы отказать человеку в усыновлении. В Таразе женщинам сказали: у вас третья группа, это автоматически исключает вас из списка возможных родителей. Для женщин-инвалидов, которые не могут забеременеть, осталась надежда на экстракорпоральное оплодотворение, которое с этого года проводится по квоте за счет государства. У нас есть женщины, которые хотят в этом году пойти на ЭКО, есть женщины, которые хотят обратиться в банк спермы и к услугам суррогатных матерей.
К концу года мы увидим, насколько возможно воспользоваться перечисленными услугами инвалидам в нашей стране.
А пока наша молодежная организация подготовила специальный календарь беременности для незрячих женщин, которые хотят стать матерями. Мы проводим тренинги с сурдопереводчиками для женщин с нарушениями слуха.
- Не пробовали приглашать на семинары депутатов, чиновников из акиматов?
- Нашим чиновникам рассмотрение вопросов сексуальности кажется излишним. Финны привезли в Астану своих специалистов и директора центра репродуктивного здоровья. Их сексолог рассказывала нашим чиновникам, что такое сексуальность и как ее могут выражать люди с инвалидностью. Когда прозвучало слово “мастурбация”, наши чиновники засмущались и стали переводить разговор на уровень пандуса. Так что права наших инвалидов в этой сфере пока выше пандуса не поднимаются.
Хотя справедливости ради надо сказать: мы выиграли в этом году государственный соцзаказ на обучение навыкам независимой жизни.
Надеюсь, что в будущем с инвалидами будут работать специально подготовленные психологи и сексопатологи. У нас этого нет.
Должна быть особая программа, учитывающая удаленность населенных пунктов. У нас нет единого стандарта жизни. В аулах инвалиды совершенно потеряны.
Был у меня разговор с женщиной-инвалидом из аула, жалуется: постоянно кровит. Я ей советую, что надо УЗИ сделать, а она мне отвечает: это замужним надо, а мне зачем? Меня это ужаснуло.
Почему такие откровения не шокируют других?
Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

