Арт - на хаус
В Коламби-колледж Чикаго студенты факультета кинорежиссуры изучают
поведенческие модели типичных героев. Например, сначала герой покидает родную
землю в поисках лучшей участи.
Путешествуя по чужбине, товарищ находит кучу приключений на свой менталитет, а
потом, вкусив жизни вдали от дома, открывает для себя нечто сокровенное про Отчизну. По возвращении героя ждет или падение, или возвышение, если он отдаст себя во благо народа.
К чему мы все это? К тому, что Коламби-колледж Чикаго по программе “Болашак” недавно закончил алматинец Ахат ИБРАЕВ (на снимке). И вернулся домой.
В качестве “дипломки” в университете Ахат снял короткометражку “Адажио”. Это удивительная вещь, которой надо сразу отдать все “Дидары” и “Звезды Шакена” мира. Ибраев настолько прозрачно и пронзительно рассказал историю усыновленного американцами казаха, который слышит где-то в душе звон, но не понимает, откуда он, что фильм абсолютно понятен даже без перевода. При этом “Адажио” - реально профессиональное кино со всеми саспенсами, мизансценами и монтажными финтами.
Кто знает, что бы вышло, попади Ахат в Академию искусств имени Жургенова...
- Я не знаю, чему учат в Жургеновке, но в целом наша система образования основана на страхе, - говорит Ибраев. - Ученик или студент постоянно боится получить не ту оценку, не поступить в университет, провалить экзамен, опозориться перед родителями. У нас мотивация получения знаний держится не на интересе к новому, а на фобии не сдать очередной экзамен. Тот же ЕНТ отсеивает массу талантливых ребят. Если в Штатах даже о математике рассказывают интересно, возбуждая интерес к предмету легендами и рассказами, то здесь бьют по башке линейкой.
- А что там с нездоровой конкуренцией? Писали, что из тысячи поступивших в киношколу дипломы получают лишь сто человек.
- Это так, но при этом никто не старается подставить тебе подножку. Я нашел себе хорошего оператора, которому тоже надо было постоянно снимать, хорошего актера, художника… И все студенты, как и мы, собирались в группы по интересам. Никто не враждовал друг с другом. Задача состояла в том, чтобы работать вместе и вместе чего-нибудь достичь. И когда там судят студенческий фильм, то судят всех. Сплоховали актеры - оценку ставят ниже оператору, неправильно поработал оператор - втык получит режиссер.
Что интересно, американские ребята - хорошие профессионалы, но им, в отличие от иностранных студентов, нечего сказать миру. Поэтому работы американцев были великолепно сняты, но все об одном и том же: мордобоях, зомби, бойцовских клубах. А приезжие делали очень интересные в творческом плане ленты. Они так же, как и я, были там чужими и снимали о своем. Китаец сделал кино про женщину в Чайна-тауне, которую привезли в Штаты как рабыню. Парень из Франции, по происхождению еврей, снял короткометражку: израильтянин и араб оказываются в одном купе поезда, и в это время в него заходят скинхеды. Индус исполнил все по-болливудски, но тоже со смыслом. Причем отношения между мужчиной и женщиной, при всех неизбежных танцах, он показал круче всех.
- Тяжело было учиться?
- Тяжело, но весело. Никто не гулял, все свободные деньги уходили на съемки фильмов. За одно полугодие нужно было снять 4 коротких метра, а в год, соответственно, 8. За три года - 24. Это только те, где я был режиссером. Спали мы по 5-6 часов в сутки. Среди моих друзей - американцы, европейцы, арабы, индусы, евреи, китайцы, филиппинцы. Да там и не принято делиться. Постоянная совместная работа нас объединяла. Но, что интересно, китайцы и японцы шли в основном на художников и режиссеров анимации. Студенты из Восточной Европы обучались операторскому мастерству, индусы - монтажному. А режиссеры и продюсеры - из самих американцев.
- А что там с преподавательским составом?
- Надо отдать должное мастерам, потому что они все работают по специальности и в университете, как правило, на полставки. И судят человека не за его качества, а по тому, что видят на экране.
- Дровишки на съемки где рубили?
- Я получал стипендию от программы “Болашак”, на многом экономил и копил на очередной фильм. Сделать мой выпускной фильм “Адажио” мне помогли благотворительные взносы со стороны казахстанцев, обучающихся и работающих за рубежом. К ним я обратился в сети Facebook. Рассказал, что в работе примут участие 50 человек и что только для съемки концертного зала необходимо 2700 долларов. Весь бюджет ленты составил $7 тысяч. Две тысячи мне собрали соотечественники, а остальное выделил “Болашак”. По-моему, такое произошло впервые.
- Насколько я понял, вас “затачивали” строго под коммерческое кино.
- Да, нам не разрешали снимать экспериментальные фильмы, потому что все, начиная со сценария и заканчивая готовым фильмом, должно быть абсолютно понятно зрителю. И чем короче фильм, тем лучше. Кстати, в университете не разрешают снимать дипломный проект, пока ты не соберешь необходимое количество средств. Им важно, чтобы название “Коламби-колледж Чикаго” не стояло на чем попало.
- Что главное ты вынес из учебы?
- То, что на самом деле твоя профессиональная жизнь не зависит от того, где ты обучался. Ремеслу можно научиться быстро, а свое художест-венное видение приходит к человеку с опытом. Все будет зависеть от того, есть ли тебе о чем рассказать.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

