Двойное дно
Жамбылский финпол пожелал поставить точку в деле своего
бывшего заместителя, начальника управления по раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений Марата МАМЫРА. Дело по взятке, привычным образом переквалифицированное на мошенничество, расследовалось больше года и после судебного разбирательства и возвращения на доследование было благополучно прекращено.А как бодро все начиналось! Тогда, в 2008 году, руководство ДБЭКП по Жамбылской области на редакционный запрос предоставило детальную справку о преступлении своего сотрудника-“оборотня” и дало подробнейшие устные пояснения. Сейчас же узнать от финполицейских что-либо по делу практически невозможно. Вместо ожидаемой информации я получила вот такое письмецо от пресс-секретаря департамента Максата АЛТЫНБЕКА: “Ваш запрос в отношении бывшего замначальника управления Мамыра М. находится у руководства на рассмотрении, по результатам которого в Ваш адрес будет направлен соответствующий ответ”.
Ответа мы так и не дождались (видимо, оттого, что похвастаться финполовцам нечем) и посему решили провести собственное расследование этой удивительной истории с двойным дном.
Первым “дном” было… дно стакана. У жительницы Тараза Риммы Гариной (имя изменено) в очередной раз запил муж.
- Полгода назад ему вшили “торпедо”, но этого хватило только на полгода, - рассказывает жена больного, страдающего алкогольной зависимостью. - Мой Вася сорвался, я его в охапку - и в наркодиспансер. Там от заведующего отделением Айдына ЖОРТАРОВА услышала, что есть такое суперлекарство, которое избавит моего супруга от пагубной привычки, но стоит оно недешево, к тому же мужа надо будет сначала раскодировать, а потом снова закодировать - и доктор назвал такую цену, что мне плохо стало. И, признаться, сомнения появились. И я пошла в финполицию. Там только услышали фамилию врача: “О, - воскликнули, - это еще та птица, мы его по дурдому знаем, там хлопали…”
Здесь надо внести поправочку. “Хлопали” Жортарова в бытность его руководителем не дурдома, а психоневрологического интерната, куда Айдын Николаевич в 2005 году поместил совершенно здорового человека по просьбе его родственников, претендовавших на наследство, да еще и отполовинивал его пенсию (разумеется, по обоюдному согласию). Уголовное дело, возбужденное по трем статьям УК РК, завершилось обвинительным приговором в суде, согласно которому подсудимый (оказавшийся больным и несчастным) получил условный срок лишения свободы. Однако в приговоре было зафиксировано лишение Жортарова права занимать руководящие должности в медицинских учреждениях сроком на два года.
Как осужденный смог оказаться на должности заведующего отделением Жамбылского областного наркологического диспансера - вопрос интересный. Но не главный.
Итак, Айдын Николаевич, уже имея опыт манипуляций с госопекаемыми и их пенсиями, не смог удержаться от искушения подзаработать на пациенте, оказывая ему отсутствующую и в реестре и в прейскуранте услугу.
Но кайф от получения солидного денежного вознаграждения Айдыну Жортарову сломали финполицейские, оказавшиеся в его кабинете сразу после того, как 28 тысяч тенге переместились из кармана Риммы Гариной на докторский стол.
- Чем все это закончилось, не знаю, - говорит Римма Гарина. - Ответа на свое заявление я не получила, зато Жортаров вернул мне деньги. А муж через полгода снова запил, так что мы с ним разошлись.
На этом первая часть истории завершается и начинается вторая - хотите верьте, хотите нет - копия предыдущей! С Риммой Гариной мы прощаемся - она уходит со сцены, а ее роль отводится… Айдыну Николаевичу. Ему теперь раскошеливаться. И не на 28 тысяч тенге, а на 15 тысяч долларов - именно такая сумма заряжается лоханувшемуся дяденьке как откуп от возможного наказания за мошенничество с учетом предыдущей судимости в соответствии с существующей в здешних местах таксой: год отсидки - 2 тысячи баксов. И доктор Жортаров принимает то же самое решение, что и его недавняя жертва - обращается в органы.
Только он выбрал ДКНБ.
А чекисты сделали широкий жест и передали информацию в то самое ведомство, сотрудника которого предстояло выводить на чистую воду. ДБЭКП по Жамбылской области (именно там скрывался “оборотень”) вполне мог считать это подарком от “смежников”. Ведь так неприятно, когда кто-то ловит вашего офицера, и совсем другое дело - когда он задерживается “своими руками” - это уже называется “борьба с коррупцией в собственных рядах”.
Итак, бескомпромиссная борьба с внутриведомственной коррупцией в антикоррупционном ведомстве началась 2 апреля 2008 года в 18 часов 28 минут, когда, как значится в материалах дела, “в здании областного наркодиспансера при получении взятки в сумме 12 тысяч долларов США был задержан и. о. начальника отделения охраны управления общественной безопасности ДВД области Кайрат ТАЛАСОВ, и в последующем в своем домовладении задержан заместитель начальника управления по раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений ДБЭКП Марат Мамыр”. В тот же день следственным управлением финпола было возбуждено уголовное дело по статье “получение взятки”, которое затем было переквалифицировано на “мошенничество” (после того как следователь ЖАКИПБЕКОВ отказал в возбуждении уголовного дела в отношении Жортарова).
В общем, следствие пошло. Тогда еще было неясно, куда его заведет суровая правда борьбы с коррупцией в собственных рядах.
А подследственные так объясняли свои действия. Кайрат Таласов (он руководил охраной наркодиспансера) не отрицал, что получил деньги от Жортарова:
- Айдын Николаевич после задержания его сотрудниками финпола, зная, что есть у меня там знакомый Марат Мамыр, попросил переговорить с ним на предмет того, не поможет ли он как-то выйти из затруднительного положения, - показывал Кайрат Таласов на предварительном следствии. - Я и подошел к Мамыру на дне рождения общего знакомого: “Ваши ребята задержали моего друга…” Тот ответил: “Я тоже оперативник, по-моему, уголовного дела там не будет”. А 2 апреля в конце рабочего дня Мамыр приехал ко мне на работу, чтобы обсудить предстоящую женитьбу сына общего знакомого, и в этот момент вошел Жортаров: помогите, дескать, мне, вы же знаете про мои обстоятельства. Мамыр успокоил: “Вам ничего не будет!” - и вышел. А Жортаров протянул мне деньги: “Что с этим будем делать?” Я взял пачку купюр, завернул в газету: из этой суммы я думал взять только 4 тысячи долларов для одного моего друга, которому Айдын Николаевич задолжал, а остальное собирался вернуть назад! Но в этот момент вошли оперативники…
Марат Мамыр на следствии озвучил примерно ту же версию, однако свое появление в наркодиспансере объяснял большей частью необходимостью обсудить подарок ко дню рождения жены Таласова.
Спустя полгода дело в отношении обоих - и стража порядка, и борца с коррупцией, обвиняемых в мошенничестве, - было направлено в суд. Еще полгода тянулся процесс. Наконец 1 апреля 2009 года судья суда № 2 города Тараза Марлен ТЛЕУБЕКОВ вынес приговор Кайрату Таласову, определив ему условную меру наказания. А дело по Марату Мамыру, выделенное в отдельное производство, направил на дополнительное расследование.
И вот в том же следственном управлении ДБЭКП, которое выносило обвинительное заключение Мамыру, старший следователь КОНЫСОВ прекратил его дело “за отсутствием состава преступления”.
Вот такой “хеппи-энд” у этой истории: и Римма Гарина получила назад свои деньги, и Айдын Жортаров отделался легким испугом, и Кайрат Таласов не попал за решетку, ну а Марат Мамыр вообще оказался чист как стеклышко! Еще и моральный ущерб вытребует за незаконное уголовное преследование!
В общем, все хорошо, и все остались при своих интересах. Одно непонятно: почему мы, налогоплательщики, должны оплачивать все эти игры в “борьбу с коррупцией”?
P.S. По словам начальника управления по надзору за судебными решениями прокуратуры области Нуржана БОРАНБАЕВА, в настоящее время прокуратура проверяет обоснованность прекращения уголовного дела.
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

