6001

Свободны!

Свободны!Целый спектакль о свободе, но в жанре театра абсурда.
А вы говорите, что нельзя и рыбку съесть, и удовольствие получить...
В премьере Немецкого театра Алматы по пьесам не нашего автора Мрожека флагами не махали, географических привязок не делали, а ощущение такое, словно некоторые фразы бьют под дых.

Если двое заперты в комнате и один говорит, что даже не попытается выйти, тогда можно считать, что у него есть свобода выбора. Просто она неиспользованная. БАЦ! За двадцать минут интеллигентный врач технично превращается в помешанного стукача, а унесенные в открытое море по всем правилам псевдодемократической говорильни с голосованием и лоббированием определяют, кого бы съесть. Готовый список цитат. Опускаешь глаза в невинную программку, а там целая подборка на ту же тему. От злоязыкой Фаины Раневской: “Свобода - это когда каждый может распоряжаться собственной попой как хочет” до патетичного Иоганна Гете: “Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой”.
Создатель спектакля - режиссер Ирина СИМОНОВА - похоже, один из самых свободных людей в стране. За годы разрухи и ремонта театра она подобрала актеров, которым внушила, что раз пришли в искусство, значит, не стоит ждать больших зарплат и теплых залов, их дело - работать. Ребята играют в нетопленом зале, с синхронным переводом, в качестве допинга - исключительно голый энтузиазм.
- Свобода - она, как любовь, как смерть, - размышляет в антракте Ирина Симонова, - всеобъемлющее понятие. Я могу согласиться с каждым изречением в этой программке. Человек по сути не свободен. Полностью я согласна с Мрожеком: “Настоящая свобода есть только там, где нет свободы обычной”.
Беглый опрос мыслящей части интеллигенции показал, что у нас действительно нет единства в понимании свободы. Например, теоретик и художественный бунтарь Канат ИБРАГИМОВ развернул целую теорию. Дескать, есть свобода мужская и человеческая. С первой проще - это внутреннее ощущение плюс наличие интеллекта. Второе требует развернутой дискуссии. Ведь если ты свободен от общества, живя в нем, - ты анархист, если убегаешь от гнета общества - отшельник. Величайшее искусство - жить в обществе и быть свободным. На вопрос “Как?” Ибрагимов сказал, что такие вопросы в понедельник с утра не решаются. Неоспоримая истина только в том, что художник не может быть несвободным. И платой за свободу зачастую становятся семья, карьера и мирские блага. А вот актриса и предводитель клана волшебников Марина КОРЖЕВА к свободе относится настороженно.

- Для меня это в первую очередь ответ­ст­венность и обязательства. Я не сторонник тотальной свободы, она может обернуться против нас, например, полная свобода нравов. И свобода слова - это не право ляпнуть что-то, а возможность сказать и отвечать за сказанное. Например, мне один мастер предлагал обучиться искусству прожигать предметы взглядом, но я отказалась, не была уверена, что всегда смогу контролировать себя. Должна сказать, что внутри мы все свободны, нет таких цепей, чтобы поработить суть человека. Вопрос в том, что не всегда мы можем сказать вслух то, что хотим. Отсюда инфаркты и суициды.
Свобода - дорогой товар, но ее можно купить. Например, режиссер Талгат ТЕМЕНОВ сделал это в свое время за сто долларов. Чиновники союзного ведомства не давали необходимой бумажки, и вопрос решился только за несколько часов до посадки в самолет - после взятки. Когда Союз распался и наши киношники начали ездить всюду сами - вот тогда у Теменова и появилось ощущение свободы.
- Для меня свобода - это когда государство и человек умудряются гармонично существовать, как инь и ян. Драться за нее не имеет смысла, мы же не варвары. Это долгий процесс развития демократического общества.
В противовес идиллии об инь и ян мнение художника Сакена БЕКТИЯРОВА. Он считает, что свобода - это возможность убить врага или самому умереть в честном поединке. Так понимали ее в варварские времена. Теперь подход иной, главное - возможность сказать все, что ты думаешь, как в глаза другу, так и в лицо врагу. Если годам к сорока ты научился этому, то все в порядке. Если нет - загнешься от инфаркта, разлюбишь жизнь, запьешь и т.д.
- Если хочешь убить человека - запри его, не давай ему возможности высказываться. А ощущение свободы переживал каждый из нас - это как первый поцелуй, первый поход в загс, поездка за границу...
Есть еще рецепт от Мрожека. Говорить все, прикидываясь душевнобольным. Все понятно, а статьи не пришьешь. И общество может быть спокойно - обозвали абсурдом и поаплодировали.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть

Свежее