7172

Кистевой бросок

Кистевой бросокСкандал вокруг продажи руководством Союза художников (СХ РК) 52 соток земли и нескольких зданий в Шымкенте (см. “Художественный промысел”, “Время” от 21.11.2009 г.) всего за 8 млн. тенге вызвал волну недовольства в рядах мастеров холста и кисти, и без того не слишком стройных. Поначалу художники просто звонили к нам в редакцию, чтобы высказать свое негодование по поводу действий председателя союза Байтурсына УМОРБЕКОВА, а потом нанесли “кистевый бросок” - объявили ему вотум недоверия и требуют от него сложить с себя полномочия руководителя СХ РК.

“Мы, члены СХ РК, глубоко возмущены высказываниями председателя союза Б. Уморбекова в статье “Художественный промысел”, - пишут художники в своем заявлении. - Уморбеков был избран председателем на внеочередном, чрезвычайном съезде СХ РК, назначенном по решению Алмалинского районного суда.
Еще не успели улечься страсти по съезду, как вновь избранный председатель подписал договор продажи земельного участка размером 52 сотки со всеми капитальными строениями недавно созданному ТОО всего за 8 млн. тенге, нанеся тем самым материальный ущерб не только нынешним членам СХ РК, но и поколениям будущих художников Казахстана. Уничтожая материальную базу СХ РК, руководство союза наносит удар по развитию культуры и искусства. Более того, в интервью Уморбеков заявил: “Продавали и будем продавать”.
Мы, члены СХ РК, считаем, что после заключения этой сделки его председатель и секретариат СХ РК не имеют права руководить нашим союзом”.

Кистевой бросокХудожники особо возмущены тем, что недвижимость в Шымкенте Уморбеков продал якобы на основании решений апрельского съезда.
- На съезде мы голосовали за резолюцию, в которой была формулировка: “Разрешить оформление земельного участка, находящегося в городе Шымкент, в собственность шымкентского филиала СХ РК”, - говорит один из бунтарей Бахтияр ТАУРБЕКОВ. - Во-первых, об остальной собст-венности, в том числе о зданиях, речь на съезде не шла. Во-вторых, не было разговора, что недвижимость передадут в частное ТОО. Потому мы в подробности и не вдавались, подумали: раз шымкентскому филиалу отдаем - бог с ним. А теперь я вам процитирую устав СХ РК: “Филиалы не обладают правом юридического лица, не владеют имуществом отдельно от имущества Союза художников”. Значит, новое руководство сознательно пошло на дезинформацию участников съезда, чтобы протащить этот вопрос. Передав имущество не филиалу, а частной организации - ТОО “Союз художников ЮКО”, они фактически совершили подлог. Уверен, эту схему готовил еще Мергенов.
По словам активистов “художественной оппозиции”, на съезд из Шымкента привезли список фамилий 97 художников, которые заочно якобы проголосовали за кандидатуру Уморбекова. Позже оказалось, что о съезде и отданных голосах многие подписанты даже не слышали.
- Когда вышла статья во “Времени”, мне звонили знакомые и говорили: “Художники делят и тащат друг у друга”. Так и есть, - говорит живописец Сергей АНАРБЕКОВ. - Когда распался СССР, у нас осталось богатое наследство. А теперь что мы передадим молодежи? Мы задавали этот вопрос еще Мергенову, от которого услышали ответ: “Это все демагогия. Если правительству это нужно - пусть дает художникам деньги”.

Сегодня правление хочет исключить из союза художника Молдакула НАРЫМБЕТОВА. А у него самый высокий рейтинг из казахстанских художников. И кто будет исключать? Уморбеков, у которого не было ни одной выставки?
- Сейчас, когда новый художник вступает в союз, его заставляют дать расписку: “На имущество СХ РК не претендую”. А кто претендует тогда? Мергенов (бывший глава СХ РК. - В.Б.) и Уморбеков? - возмущен художник Бейсебек АКАНАЕВ. - Вот руководство хвастает, что нас выставляют в выставочном зале СХ РК бесплатно. Художник Абдрохмон МАСАНОВ захотел выставиться, а ему говорят: плати! Когда тот же Масанов в вашей газете рассказал о том, что на похоронах первого казахского профессионального скульптора Хакимжана НАУРЫЗБАЕВА никого из СХ РК не было (см. “Забытый мастер”, “Время” от 15.9.2009 г. - В.Б.) ему заметили: “После этого вы еще хотите выставляться?”
- В ту пору, когда Байтурсын Уморбеков был директором музея искусств, один из наших художников оказался в их запасниках и ужаснулся: там хранится внушительное количество работ Мергенова! - рассказывает Бахтияр Таурбеков. - Видимо, Уморбеков активно скупал работы своего друга за счет государства.
Если в ближайшее время правление СХ РК добровольно не сложит с себя полномочия, художники обещают обратиться в суд с иском о приостановке деятельности союза. В дальнейших планах оппозиционеров - созвать новый съезд.
Мы позвонили Байтурсыну Уморбекову.

- Байтурсын Есжанович, художники выражают вам недоверие. Говорят, вы чуть ли не нарушили устав СХ РК, продав землю шымкентского филиала частному ТОО.
- Ну, если они так считают - это их право.

- А правда ли, что после выхода нашей публикации “Художественный промысел” вы срочно выехали в Шымкент и договорились о том, что земля и строения будут возвращены в собственность Союза художников Казахстана?
- Да, правда.

- То есть вы расторгли договор с ТОО, которое называлось так же, как общественная организация - “Союз художников ЮКО”?
- Да, расторгли.

- А правда ли, что инициатором сделки по продаже за бесценок шымкентской недвижимости были не вы, а Мергенов?
- Я не расследовал, кто стоит за этими делами, - мне это не очень интересно. Единственное, что я сделал, - вернул недвижимость, потому что действительно на апрельском съезде речь шла только о земле, то есть была допущена ошибка.

- Кроме того, художники уверяют, что в пору вашего директорства в Кастеевке вы активно скупали за государственный счет работы вашего друга Мергенова. Это так?
- Я даже не помню, какие произведения он продавал нам.

После разговора с г-ном Уморбековым мы позвонили Еркину Мергенову.
- Еркин Тлекович, в Шымкенте было продано имущество художников фактически за бесценок. Это ваша идея?
- Я уже не работаю в Союзе художников - оставьте меня в покое! - последовал короткий ответ.

Виктор БУРДИН, фото автора и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее