23248

Прятки поневоле

Прятки поневолеПо одному из самых нашумевших уголовных дел последнего времени двадцатипятилетний алматинец Александр КРАСНОВ проходит всего лишь свидетелем. Но он вынужден скрываться от следствия. Он настолько глубоко залег на дно, что место, где он прячется, не знают ни его родители, ни друзья. Краснов лишь изредка связывается по мобильнику со своим адвокатом, при этом каждый раз меняя номер телефона. Он очень боится за свою жизнь, но все же готов прийти в суд и дать показания в пользу трех высокопоставленных офицеров Южного регионального управления по борьбе с оргпреступностью, арестованных сотрудниками КНБ.

Прятки поневолеЗа что были арестованы офицеры ЮРУБОП МВД РК полковники Кайрат ИРЖАНОВ и Кайрат КЕБЕКБАЕВ, а также подполковник Александр ВОРОБКАЛО, мы рассказали нашим читателям в конце октября (см. “Ответный удар”, “Время” от 29.10.2009 г.). По приказу своего руководства они участвовали в совместной с киргизскими правоохранительными органами операции по пресечению канала поступления в нашу республику крупной партии героина. Операция прошла успешно - был задержан ранее судимый, отбывший 12 лет лишения свободы наркокурьер Сапар МЕНЖИЕВ, сначала согласившийся на платной основе работать на спецслужбы Киргизии в качестве агента, но потом решивший сыграть в свою игру и самостоятельно провезти 7,5 килограмма героина высшего качества. Героин изъяли. Менжиева арестовали и отправили в след­ственный изолятор дожидаться решения суда. Однако то, за что полицейские должны были получить поощрение, поставили им в вину, потому что как раз в это время началось противостояние между казахстанскими правоохранительными органами. Офицеров обвинили в том, что они якобы сымитировали поставку героина из соображений дальнейшего карьерного роста. Против них возбудили уголовное дело и взяли под стражу. Накануне их ареста ЮРУБОП МВД задержал троих сотрудников КНБ, которые очень деятельно участвовали в похищении по заказу конкурентов казахстанского бизнесмена Зейнутдина Магомедова. Поэтому акция против полицейских и воспринималась как ответный ход КНБ.
А дело между тем было явно шито белыми нитками.
Теперь оно разваливается.
Впрочем, как и некоторые другие дела, возбужденные в последние несколько месяцев Комитетом нацбезопасности против сотрудников целого ряда правоохранительных органов - МВД, финполиции, прокуратуры. Эти межведомственные войны, судя по всему, и послужили причиной недавнего снятия с должностей всего руководства департамента КНБ по Алматы...

Прятки поневолеИтак, два полковника и подполковник МВД вот уже несколько месяцев арестованы и сидят за решеткой. У каждого семья, дети. Обвинение не клеится, дело разваливается. Кто должен за это отвечать?
Тем, кто всю эту кашу заварил, отвечать очень не хочется. Еще больше не хочется отвечать стрелочникам, которым пришлось выполнять чей-то бездумный приказ. Значит, надо что-то придумать, чтобы объяснить, почему офицеры остаются за решеткой.
Вы будете смеяться, но теперь трех офицеров РУБОП МВД РК обвиняют… в фальшивомонетниче­стве.
К реализации этой задумки привлекается особо опасный вор-рецидивист Аблай АХМЕТОВ, трижды судимый за различные преступления. Он в авторитете. Имеет связь с находящимся в местах лишения свободы также неоднократно судимым Маратом МАТМУСАЕВЫМ, который подает себя в качестве вора в законе. А еще есть тот самый Александр Краснов, по молодости и глупости попавший в места не столь отдаленные и отбывавший срок в одной колонии с первыми двумя. После выхода на свободу Александр взялся за ум, устроился на работу монтажником в крупную строительную фирму. Но комитетчики решили сыграть на его прошлом.
Тем более что Краснов вырос в одном дворе с одним из арестованных офицеров ЮРУБОП - полковником Ерланом Кебекбаевым. Их матери дружили, но сами они друзьями никогда не были: разный возраст, взгляды и интересы...
Однако в КНБ выстраивают такую версию: мол, Аблай Ахметов заявил, что три офицера ЮРУБОП через Александра Краснова передали ему для Матмусаева 3,5 миллиона фальшивых тенге. Для чего - непонятно. То ли с целью вербовки, то ли чтобы выяснить пути поступления “грева” на зону, то ли просто для того, чтобы Матмусаев реализовал их через свои каналы. При получении денег якобы они же его и задержали, привезли в здание МВД, где били, пытали, добивались сотрудничества. А потом взяли и выпустили. При этом якобы имевшиеся фальшивые деньги бесследно исчезли. Во всяком случае, в материалах уголовного дела их нет. Обвинение построено только на показаниях рецидивиста Ахметова.
Только с Красновым у КНБ вышла незадача. Его вызвали на встречу. Он пришел. Добровольно. Привезли его в здание ДКНБ Алматы, что по улице Байзакова, и стали всячески стращать, предлагая оговорить сотрудников полиции. А он отказался, заявив, что больше с криминалом дел никаких не имеет и впредь иметь не собирается. В общем, не сломали парня.

Прятки поневолеТогда решили действовать по-другому. Через несколько дней к нему в квартиру вломились несколько человек в штатском. Повалили на пол. Стали избивать. Прямо при нем в карман его куртки засунули пистолет. И вновь попытались склонить к сотрудничеству с органами госбезопасности против сотрудников МВД. А не то, мол, позовут понятых.
Краснов орал на весь многоквартирный дом. Потом, улучив момент, вырвался, заскочил на кухню и схватил кухонный нож. Он приставил лезвие к своему горлу и закричал, что зарежет себя, если его не оставят в покое.
На шум пришла соседка. Убедившись, что происходит неладное, пригрозила вызвать полицию. Незваные гости тут же ретировались, прихватив с собой пистолет. Краснов решил спрятаться и снял квартиру в Каскелене, но его и там нашли. Опять ворвались в дом. Стали проводить обыск, снова избили. Напомнили про разговор в сером здании по улице Байзакова и посоветовали на следующий день прийти к ним с заявлением в отношении сотрудников ЮРУБОП.
Краснов прошел медицинское освидетельствование в 12-й горбольнице. Врачи зафиксировали многочисленные следы побоев, ушибы и гематомы, сильное сотрясение мозга. С этими бумажками он направился в прокуратуру Алматы, где написал заявление на имя генерального прокурора о преследовании со стороны сотрудников КНБ. Прокуратура начала разбирательство.
Вскоре его вызвал к себе старший следователь следственно-оперативной группы капитан КНБ Щербаков. На допрос Александр Краснов пришел уже с адвокатом и еще раз слово в слово повторил свою историю про избиения и требование оговорить сотрудников полиции. Но, видимо, то, как велся допрос и что интересовало следователя, Краснову очень не понравилось. Выйдя из здания КНБ, он поблагодарил адвоката и исчез. Причем на этот раз он так спрятался, что найти его не может никто - ни МВД, ни КНБ, ни прокуратура… Но через адвоката он заверяет, что в суд пойти готов. Понимает, насколько важный он свидетель. И оттого ему еще страшнее…

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail:
benditsky@time.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть

Свежее