В тур за Хейердалом
Алматинец
Андрей ЮШКОВ решил повторить знаменитую экспедицию Тура Хейердала. Правда, на кругосветное путешествие наш экстремальщик пока не замахнулся, а патриотично выбрал для похода казахстанский водоем. На судне из камыша Юшков хочет пересечь озеро Балхаш.Ходить в парусные походы для Юшкова дело привычное. Он вице-президент Федерации морского многоборья РК, много раз устраивал всевозможные экспедиции. Во времена перестройки был руководителем парусного похода, в котором принимали участие 76 детей. Всего за три дня школьники прошли почти 150 километров по Капчагаю и Или, добрались до Поющего бархана. Этот рекорд до сих пор не побит. Потом в его жизни было еще множество походов, не только морских, но и пеших.
- В советские времена я встречался с Юрием СЕНКЕВИЧЕМ, он вместе с отрядом космонавтов приезжал в Алматы. На Медеу в то время была оздоровительная база, - вспоминает Андрей. - Мы вместе ходили в горы. В тех походах не было никакого экстрима: все по четкому плану, согласованному с вышестоящими инстанциями. Для космонавтов выбирали несложные маршруты, которые могут преодолеть и беременные женщины. Тогда я разговаривал с Сенкевичем, расспрашивал его об экспедиции Хейердала, но со временем все забылось. Жаль, опыт Сенкевича мне бы сейчас пригодился. Но тогда я не думал, что когда-нибудь буду строить корабль из камыша.
- Как эта идея пришла вам в голову? Лежали на диване и тут - бах, осенило?
- Ко мне пришел товарищ-экстремальщик. Он хотел собрать группу для сплава на надувном спасательном плоту по Или. При этом они должны были голодать и в таком полубессознательном состоянии переживать все тяготы путешествия. Тогда я ему и сказал: “Зачем тебе это нужно? Вас куда-нибудь в камыши занесет, и искать вас будут очень долго. Давай лучше лодку из камыша построим и на ней пройдем по Балхашу”. Идея ему понравилась, и мы стали ее развивать. Сейчас у меня в мастерской стоит макет нашего будущего корабля. Ох, мы и намучились, пока его делали. Думали, за недельку справимся, а промаялись всю прошлую зиму.
- А поплывет ли ваша лодка?
- Плыть-то она будет в любом случае. Тут хитрость в другом. Тот же Хейердал, когда устраивал свою знаменитую экспедицию на “Тигрисе”, не изобретал велосипеда. Он привез индейцев с озера Титикака и иракских болотных арабов, которые живут на камышовых островах и строят такие лодки. У Хейердала было 30-40 рабочих, они и соорудили для него корабль. А у нас-то индейцев нет, вот нам и пришлось делать все методом тыка. С чего начинать? Мы перелопатили кучу книг, стали делать макет. Из чего? Купили на базаре тридцать больших метелок, из этих прутьев и плели модель. По ходу поменялись и форма, и конструкция будущего корабля. Но копию “Тигриса” мы делать не стали, у нас будет свой, казахстанский корабль.
- И каким же он будет?
- Десять метров в длину. Сначала мы на семнадцать замахнулись, но потом поняли, что такую махину попросту не потянем. Вы представьте, сколько понадобится камыша, а ведь его нужно заготовить и где-то складировать. Да еще и стапель на берегу построить - это своеобразная подставка для корабля. А где на все это брать деньги? Поэтому и решили уменьшить масштабы. Мы взяли участок на берегу Балхаша возле поселка Улькен, встретились с местным акимом. Всю осень расчищали площадку, привезли материал, весной начнем строить пирс. Знаете, я все-таки заслуженный инструктор РК по туризму, и мне очень хочется создать туристические маршруты на Балхаше. Мы ведь не просто так пришли в поселок Улькен, я уже шлюпку привез для местных ребят, хочу устроить там соревнования. Энтузиастов-то у нас много, главное их организовать.
- А корабль вам кто будет строить?
- Будем привлекать всех желающих, команда еще не укомплектована. Судно рассчитано на семь человек, но экипаж будет меняться. Может быть, мы построим и два корабля. Вы представляете, какая красота: два вымпела, два паруса. Один корабль назвать, например, “Алматы”, другой - “Астана”. Экспедиция начнется в следующем году, когда мы построим экспериментальное судно. Оно будет примерно в два раза меньше того, которое отправится в поход. На нем проплывем вдоль пресного берега Балхаша, чтобы понять, какие у корабля скорость, маневренность, устойчивость.
Оксана АКУЛОВА, фото из архива Андрея ЮШКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

