Чья трава, братва?
Вчера в Алматы адвокат и мать
Мухита ТАГАЕВА, экс-свидетеля по прекращенному уголовному делу замначальника департамента финполиции Алматы Айдына ЖАНТЕЛЕЕВА, провели пресс-конференцию.
“Сотрудники ДКНБ заставили моего подзащитного оговорить самого себя в обмен на свободу и семейное благополучие”, - заявил журналистам
адвокат Олен ИСХАКОВ.По словам Исхакова, его клиент и Гани АДАМБЕКОВ (еще один свидетель, о судьбе которого сейчас ничего не известно) были задержаны сотрудниками ДКНБ Алматы 5 ноября. У Тагаева были изъяты 8 “некриминальных” (не подпадающих под уголовную ответственность) граммов гашиша.
- Обнаруженные у моего подзащитного наркотики ему не принадлежали, мы не знаем, как гашиш оказался в кармане у Тагаева. В момент задержания сотрудники ДКНБ разбили стекло в машине, где находились Тагаев и Адамбеков, вытащили их на улицу и надели им на голову мешки, чтобы они ничего не видели, - говорит Олен Исхаков. - А после того как их доставили в здание ДКНБ, сотрудники спецслужбы сообщили, что задержан их друг, замначальника городской финполиции Жантелеев, у которого найден гашиш, и стали принуждать Тагаева к даче показаний против Жантелеева: дескать, они вместе курят анашу, и он (Тагаев. - А. А.) неоднократно привозил анашу Жантелееву по его просьбе (чего на самом деле не было). В обмен на оговор моему подзащитному гарантировали, что его самого не посадят и у него дома не возникнут проблемы. С него даже взяли расписку о добровольном сотрудничестве со спецслужбой. Однако из-за того, что Тагаев под давлением сотрудников ДКНБ по Алматы дал показания, в которых себя оговорил, на него возбуждено уголовное дело по ст. 259, ч. 3 УК РК, хотя преступление, в котором его обвиняют, по сути, не имело места.
Кроме того, Исхаков заявил журналистам о том, что бывший защитник Тагаева Тенгебек БАЙЫМБЕТОВ, который 17 ноября дал сенсационную пресс-конференцию (см. “Битва адвокатов”, “Время” от 18.11.2009 г.), был предоставлен свидетелю сотрудниками ДКНБ по Алматы.
- Адвокат Байымбетов уверял Тагаева: пока он его защищает, ему нечего бояться. Утверждал, что сотрудники ДКНБ заплатили ему 150 тысяч тенге за оказание юридической помощи. Мне вообще кажется очень странным, что сотрудники Генпрокуратуры, которые расследовали уголовное дело в отношении Жантелеева, без проблем обнаружили нарушения законности со стороны сотрудников ДКНБ по Алматы, но почему-то не увидели всего того, о чем я сейчас говорю. С момента передачи уголовного дела Тагаева органам внутренних дел еще даже не назначен следователь, - резюмировал Олен Исхаков.
Самого Мухита Тагаева на пресс-конференции не было, так как, по словам его
матери Жамал СОКБАЕВОЙ,
“психологическое состояние сына, втянутого в борьбу между правоохранительными органами, ухудшилось”. - Не хочу оправдывать ни одну из сторон конфликта, но мой сын на протяжении месяца уже дважды пытался наложить на себя руки, а его родные вынуждены дежурить рядом. Он запуганный, неадекватный, сейчас находится в больнице, рядом с ним его жена. Айдын (Жантелеев. - А. А.) и Мухит с малых лет друзья, и я не верю, что мой сын дал такие показания на своего близкого друга. Как только началось это дело, сын приходил постоянно пьяным (они чем-то его поили), а последний раз он бросился мне на шею и прошептал: “Мама, обними меня в последний раз. Не умирай, воспитывай двоих моих детей”, - заявила женщина сквозь слезы.
В разгар пресс-конференции неожиданно для всех в зале появился молодой человек, который представился
Сергеем ВИШНИВЕЦКИМ и во всеуслышание заявил:- Я прохожу свидетелем по данному уголовному делу. Вместе с Тагаевым Мухитом мы участвовали во всех следственных действиях в ДКНБ, на нас со стороны сотрудников (ДКНБ. - А. А.) не оказывалось никакого давления, показания мы давали добровольно. Я знаком со всеми, и с Жантелеевым - мы вместе с ним курили анашу.
Молодой человек, выглядевший несколько неадекватным, сначала согласился пообщаться с журналистами, но, когда в его адрес градом посыпались вопросы, бросил: “Без комментариев” - и поспешно удалился.
После столь экзотического брифинга мы позвонили одному из адвокатов Айдына Жантелеева - Серику САГАЛИЕВУ.
- Серик Хайриденович, вам о чем-нибудь говорит имя “Сергей Вишнивецкий”? Этот человек заявил на пресс-конференции, что вместе с Жантелеевым курил анашу.
- Я знаю, что в деле был такой свидетель, но мой подзащитный понятия не имеет, кто это такой, и в глаза его не видел.
- Адвокат Тагаева Олен Исхаков заявил журналистам, что сотрудники ДКНБ под давлением добились показаний его подзащитного против Жантелеева. Ваш клиент тоже считает всю эту историю провокацией. Скажите, кому и зачем она была нужна?
- Я не знаю, сложно сказать... Может быть, у них (сотрудников ДКНБ. - А. А.) и были какие-то основания, они же основывались на информации, полученной в ходе разработки (Жантелеева. - А. А.). Но, может быть, они не так поняли или неверно интерпретировали прослушанные телефонные разговоры...
- А как вы считаете, могло бы столь же благополучно закончиться уголовное дело в отношении простого смертного, который вдруг оказался бы на месте вашего подзащитного? Ведь представители Генпрокуратуры, заявляя о прекращении уголовного преследования Жантелеева, оговорились: основания для возбуждения дела у чекистов были (см. “Финпол забил гол”, “Время” от 2.12.2009 г.).
- То, что Генпрокуратура приняла такое решение, - большой плюс. Зачастую у нас по рядовым делам нарушений много, но прокуроры их считают несущественными. В данном случае не просто проводилась проверка материалов уголовного дела Генеральной прокуратурой - было проведено расследование этим органом (а это куда серьезнее). Нельзя говорить о преступлении, если доказательства, на которых строится обвинение, собраны с нарушением закона. Их попросту нет - раз они незаконны. Вот и закрыто дело “в связи с отсутствием состава преступления”. На сегодняшний день нет доказательств того, что у Жантелеева были наркотики. За те 20-30 минут, пока приехали понятые, в его карманах могло оказаться что угодно. Еще не факт, что Тагаева после возбуждения на него уголовного дела осудят и посадят. Все, что было сказано его адвокатом на пресс-конференции, будет тщательно проверяться и изучаться следствием...
Между тем вчера вечером в распоряжении редакции оказался любопытный документ - заключение психолого-криминалистической экспертизы Центра судебной экспертизы Мин-юста РК № 10878 от 23 ноября 2009 года, согласно которому “в действиях участников следственной группы какие-либо признаки грубого психологического давления на свидетелей Вишнивецкого С.О., Тагаева М.Б., Адамбекова Г.А., Загитова А.К., Ибикенова К.А. с целью изменения смысла даваемых ими показаний отсутствуют”.
Адвокат Олен Исхаков заверил нашего корреспондента: он ничего не знает об этой экспертизе и ее результатах.
Судя по всему, дело Жантелеева сулит еще немало нам открытий чудных.
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

