7397

Художественный промысел

Художественный промыселВчера, 20 ноября, группа художников подала заявление в алматинский департамент Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финполиция). По их словам, в Шымкенте была провернута крупная афера: Союз художников Казахстана (СХ РК) практически за бесценок - всего за 8 млн. тенге - продал, что называется, с потрохами имущество своего южноказахстанского филиала. Художники уверены: на этой сделке кто-то может неплохо “навариться”...

В начале 90-х СХ РК был крупным коллективным латифундистом. Только в Алматы союз владел несколькими “вкусными” зданиями и участками земли, которые достались художникам еще в советские времена: двухэтажкой на пересечении улиц Фурманова и Айтеке би; семиэтажным зданием на улице Панфилова, в комплексе с которым был построен выставочный зал площадью 2 тысячи квадратных метров; огромным производственным комбинатом на проспекте Рыскулова. А в центре Алматы по улице Сатпаева, 27 на 67 сотках земли располагались добротные мастерские. Словом, хозяйство было большое и весьма ценное. Не обделены были и провинциальные живописцы - подобные мастерские и художественные комбинаты существовали во многих крупных городах Казахстана. Всем этим управляло одно общественное объединение - СХ РК.
Однако вскоре после распада Союза началась распродажа “лакомых кусков”. Например, большая часть выставочного зала в Алматы была продана, и вотчина художников превратилась в мебельный салон. На оставшемся в собственности СХ РК пятачке теперь заседает его правление.
Едва новый глава СХ РК Байтурсын УМОРБЕКОВ, сменивший многолетнего главу союза Еркина МЕРГЕНОВА, вступил в должность 24 апреля 2009 года, мы взяли у него интервью. Отвечая на наш вопрос, будет ли он зарабатывать деньги, сдавая в аренду собственность союза или продавая ее, Уморбеков сказал: “Нет”. Он клятвенно заверял нас, что хочет “научиться самостоятельно зарабатывать деньги, например, оказывать услуги населению”. Тогда мы и не подозревали, что за неделю до этого разговора Уморбеков поставил подпись под договором купли-продажи недвижимости в центре Шымкента одной частной фирме. Что же произошло в главном городе Южно-Казахстанской области?

Филиалы Союза художников существуют во многих городах и областях Казахстана. Как и сам СХ РК, они - общественные организации. В 2008 году некоторым членам Южно-Казахстанского филиала СХ РК, в который входит 91 человек, вдруг понадобилось создать ТОО. И назвали они его не “Рога и копыта”, а простенько и со вкусом - ТОО “Союз художников Южно-Казахстанской области”. Думаю, не стоит объяснять, что создание одноименной компании - старый прием, который часто применяют, например, рейдеры, чтобы внести путаницу. Участниками нового товарищества стали около сорока человек, которые образовали уставный капитал. И образовали не просто так, а в ожидании солидной прибыли. Иначе и быть не может, ведь ТОО - чисто коммерческая структура.
С этим-то ТОО “Союз художников Южно-Казахстанской области” (а не с собственным филиалом) и заключает столь щедрый договор председатель СХ РК Уморбеков. 22 мая все имущество Южно-Казахстанского филиала СХ РК было продано в частные руки за 8 млн. тенге, или 53 тыс. долларов (столько стоит добротная трехкомнатная квартира в Шымкенте). ТОО достались участок в центре города площадью в полгектара, административное здание на 1377 квадратов, несколько столярных цехов, складов, гараж и прочая недвижимость.
Бывший председатель филиала СХ РК в ЮКО Айнабек ОСПАНОВ, который, кстати, заблаговременно успел стать участником ТОО, в шоке.
- Я считаю: такой ход - чистое мошенничество, - уверен Оспанов. - В 2004 году, когда я был председателем (филиала. - В. Б.), меня заставляли создать ТОО и передать в него все имущество шымкентских художников. Я долго сопротивлялся, и в конце концов в 2008 году меня сняли с должности и организовали товарищество. Среди 46 его учредителей много родственников художников.
В свое время, в 2007 году, я выкупал эту землю у государства на имя Союза художников за 7 млн. 790 тыс. тенге. Теперь ее продали ТОО за 8 млн. Выходит, все построенные с тех пор здания проданы за 210 тыс. тенге! Никаких экспертов и оценщиков не приглашали - просто взяли и продали.
Я обратился к Уморбекову. Он говорит: так съезд решил. Я возражаю: на съезде не шла речь о зданиях и суммах. И вот 17 ноября руководство товарищества стало собирать подписи о продаже всего ТОО за 500 тыс. долларов! Большинство подписались, осталось лишь четверо-пятеро несогласных. Я предупредил Уморбекова, что за продажу здания ему придется отвечать перед законом и перед Богом.

Мы полюбопытствовали у Байтурсына Есжановича, не боится ли он кары - законной или небесной?
- Продажа имущества произойдет не только в Шымкенте, но и во всех регионах, где есть недвижимость художников, - ничтоже сумняшеся заявил Уморбеков. - У нас в Алматы комбинат на проспекте Рыскулова, например, тоже лежит на боку. Разрешение на продажу в Шымкенте дал съезд, а оценка недвижимости - это прерогатива регионального отделения, поэтому мы не вмешивались. От меня ничего не зависит, кроме подписания договора.

- Но на съезде было принято решение передать землю, а не здания. Их продали за смешные деньги - 210 тыс. тенге. Это же не отражает реальной стоимости.
- Я эти здания не оценивал.

- Думаю, не нужно быть оценщиком, чтобы понять, что 8 млн. тенге - это неадекватная цена за такой лакомый кусок.
- Художники вошли в долю (ТОО. - В.Б.), поэтому это их решение. В ценообразование мы не вмешивались.

- Тогда почему вы продали земли не своему филиалу, а ТОО, куда не входит даже половина членов филиала СХ РК в Шымкенте? Теперь это ТОО со всем вашим бывшим имуществом перепродают за полмиллиона долларов.
- Я не в курсе. Наверное, вам стоит позвонить нынешнему председателю шымкентского филиала Абдуахату МУРАТБАЕВУ.
Мы последовали совету. Однако г-н Муратбаев отказался от комментариев.
Что ж, весьма занятную картину нарисовали нам живописцы. Оказывается, некоторые из них умеют не только творить, но и делать деньги. Вот так имущество, выделенное десятки лет назад творческим людям государством, ныне оказалось в распоряжении нескольких расчетливых “бизнесменов от мольберта”. Законно ли это? И где будут работать новые поколения шымкентских художников? А главное, что ждет ловких предпринимателей от искусства - коммерческий успех или судебный вердикт?
На эти вопросы предстоит ответить следователям финпола.

Виктор БУРДИН, Алматы
Поделиться
Класснуть