12297

Амангоши понарошку

Амангоши понарошку- Мама, а что такое крыша?
- Это верхняя часть дома. А почему ты спрашиваешь?
- К нам с подружкой подошли девочки из соседней школы и спросили: “У вас есть “крыша”?

Из разговора десятилетней Вики и ее мамы

“Лохушки” и “положенки”

- А теперь ты знаешь, что такое “крыша”? - поинтересовалась я у своей знакомой Виктории, ученицы 5-го класса, спустя год после того, как она задала тот странный, как ее маме тогда показалось, вопрос.
- Это когда за тобой стоят старшие девочки или мальчики, которые могут защитить от других девочек или мальчиков…
Мама Вики Тамара САБИТОВА, исполнительный директор центра социальной адаптации детей-сирот и воспитанников детдомов “Мирэкл”, поделилась со мной своей тревогой:
- Сын учился в школе - я все время слышала о каких-то “смотрящих”, “положенцах”, “греве на зону”. Но теперь я наблюдаю, эти понятия появляются в лексиконе… девочек! На днях к дочке и ее одноклассницам на перемене подошли ученицы 6-го класса, на которых пятиклашки якобы не так посмотрели: “Что вы тут понтуетесь? Мы вас старше на целый год!”. А Асель (имена школьниц изменены. - Г. В.), подруга дочери из школы № 35, вообще рассказывает ужасные вещи…
Асель, которая в этот момент находилась у Вики в гостях, поведала, что в их школе учится восьмиклассница Даша, которая требует, чтобы остальные школьницы отдавали ей по 50-100 тенге.
По словам Асель, Даша уводит девочек за ворота школы, там угощает их спиртными напитками и учит курить. “Отказниц” называет “лохушками” и “пидарашками”. В прошлом году Даша и у нее забирала деньги, но после того как мама поговорила с учителями, оставила ее в покое.
Мама Асель настоятельно просила не называть в статье настоящих имен - “просто я пообещала администрации, что эта история не выйдет за стены школы”.
Кстати, не так давно был условно осужден за вымогательство ученик школы Азамат ЕРМЕКБАЙТЕГИ. К чему еще новые факты?

Комментарии по заказу?

После выхода в свет статьи “Амангоши взяли Тараз” (см. “Время” от 22.10. 2009 г.) в корпункт редакции поступило немало звонков и электронных писем с благодарностью, что затронута столь актуальная для Тараза тема подростковой преступности. Однако все звонившие и писавшие убедительно просили… нигде не упоминать их имена. Поначалу мне трудно было понять причину этой скрытности: неужели какие-то отморозки сумели так запугать город? Но вскоре я поняла, что родители, чьи дети становились жертвами преступных посягательств, боятся не столько распоясавшегося криминалитета, сколько… возможных репрессий со стороны администраций школ! Вот и жительница Тараза, дозвонившаяся на “прямую линию” с главой государства и пожаловавшаяся, что у нее сердце разрывается, когда сын уходит в школу, не пожелала представиться, “потому что это опасно”.
Я представляю, как сейчас сбиваясь с ног в городском и областном управлениях образования ищут несчастную женщину (как до этого в школах выискивали школьников и родителей, давших мне интервью, чьи имена я изменила), дабы просветить ее в том, что “наша молодежь активна, инициативна”, у нее “на первом месте знания и дисциплина”, а “школы города являются одними из лучших в Республике Казахстан”! Это типичные цитаты из серии так называемых откликов на выступление депутата мажилиса Ерзата АЛЬЗАКОВА, посмевшего призвать к усилению борьбы с оргпреступностью, распространяющей свое влияние среди молодежи. Теперь он стал, что называется, “врагом народа” для системы образования Жамбылской области.
На сайте телеканала КТК, передавшего новость в эфир, появились пафосные комментарии от полутора десятка городских школ, а также “от молодежи города Тараза”, “от аксакалов” и пр., писанные как под копирку, иной раз с целыми одинаковыми абзацами. “Из-за подобных выступлений резко снижается посещаемость детей в школу, что ведет к понижению качества знаний”, - одинаково сетуют педколлективы школы-гимназии № 49 (лет пять назад несколько ее питомцев были осуждены за убийство студента Руслана ЕРКЕБАЕВА) и школы № 20 (прославилась недавними разбоем и вымогательством, совершенными одним из учеников).

Грабительницы с косичками

Не остались в стороне от общего “комментаторского” дела и педколлектив с родительским комитетом упомянутой мной в статье СШ № 13. Однако пока родители и педагоги сочиняли тексты воззваний к депутату, а замдиректора Ибрагим ЮЛДАШЕВ бегал с одного совещания на другое, рассказывая страшную историю о посещении школы корреспондентом газеты “Время” с целью выведать обстановку, несколько учениц этой школы в урочное время совершили самый настоящий грабеж с проникновением в жилище и пыткой жертвы.
- Я с подружкой смотрела телевизор, когда в зал вбежала девочка лет 13-14 - вся в темном и в черной водолазке, натянутой на голову так, что виднелись одни глаза, - рассказывает десятилетняя Фариза. - “Тихо, не рыпайтесь!” - крикнула она и накинула мне на голову половую тряпку. Потом отвела в спальню, усадила на кровать. Сняла с себя свою маску-водолазку и полностью закрыла ею мне лицо, туго завязав рукава на затылке. Я заплакала и тут же услышала: “Не реви, а то убью!”. Мою шею что-то сдавило, стало нечем дышать, я начала оттягивать удавку и поняла, что это шнур от утюга. Мне стало так страшно, что когда девочка потребовала деньги, я показала ей, где у нас золото. Потом она замотала меня полотенцем и накрыла подушкой, но я все равно слышала, как вошел еще кто-то, они ходили по квартире, чем-то гремели, стучали, а потом убежали, сказав, что если кому-нибудь настучу, будет плохо.
Полицейские раскрыли это дерз­кое преступление, заранее спланированное и исполненное несколькими ученицами СШ № 13. Но дело возбуждено только в отношении самой старшей - четырнадцатилетней, остальные еще не достигли возраста уголовной ответственности.
Юные налетчицы унесли ценностей почти на миллион тенге.
- Я в шоке, - комментирует зам­прокурора Тараза Галымжан ДАНЕНОВ. - Честное слово, если бы мальчишки творили эти чудеса, не удивился бы. Но девочки! И куда только смотрела их школа?

Условно примкнувшие

Ну а что же родная полиция? Логично было предположить, что на публикацию жамбылские стражи порядка ответят громкими задержаниями. Однако на статью ответили звонкими совещаниями. Да, поторопился министр внутренних дел заявить, что его ведомство восприимчиво к критике. Жамбылский полицейский агитпроп, как и образовательный, работал в эти дни столь же агрессивно и топорно. Прокатилась волна брифингов и пресс-конференций, где было многократно повторено, что в моем материале “Амангоши взяли Тараз” все “не соответствует действительности”. Все! Даже факты успешного раскрытия преступлений самой полицией. И уж, конечно, “вымысел и фантазии” - задержание департаментом КНБ криминальных авторитетов, “курирующих” учебные заведения города, как и осуждение на шесть лет одного из лидеров преступной среды!
Трудно сказать, кто автор такой неадекватной трактовки: в одном случае текст подписан управлением общественной безопасности ДВД Жамбылской области, в другом - он публикуется в одной из местных газет за подписью замначальника ДВД Талгата ЖУНИСКАДЫРОВА.
Самое интересное, что была выведена четкая формула, объясняющая все происходящее в учебных заведениях и на улицах Тараза. Цитирую: “Молодежь, которая активно проявляет себя в совершении противоправных действий, условно (только на словах) примыкает к неформальным группировкам, считая, что так модно”.
Что ж, если и дальше так пойдет, можно будет и все преступления объявить “условно совершенными”. И тогда уже никто не спросит за их раскрываемость. Да и раскрывать их будет необязательно…

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail:
vibornova@time.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть