Кто заказывает музыку
К азахстанские художники решили произвести инвентаризацию своего творчества. Благо под это дело был даже выделен солидный грант от Министерства культуры.Деньги растянули на серию мастер-классов, выставку и конференцию. Стоит отдать должное давно откочевавшему в стан актуальщиков Галиму МАДАНОВУ ( куратор выставки), который собрал вместе соперников по тендеру. В результате в одном пространстве оказались и живые классики, и те, кто больше известен на Западе. Перед тем как развешивать экспозицию, Маданов впал в легкую тоску.
- Посмотрите, - Галим переходит от одной работы к другой, - проблема в том, что наши художники не рисуют современную жизнь. На этих картинах сплошное мифотворчество и душевные выплески. Например, Европа уже две тысячи лет как городская, а все рефлексирует на тему урбанизации. Мы должны были бы переживать это острее, а у нас основная тема - ностальгия по аулу.
Конечно, сюда не попали “арбатские” пейзажи - юрты, кони и живописные горные речки. Впрочем, цветные пятна, летающие дервиши, портреты в рост и жанровые сценки в духе шестидесятых годов, перенесенные в современные декорации, ничуть не ближе к сегодняшнему дню.
- Сегодняшний день - дело темное и неэстетичное. Что рисовать прикажете - митинги дольщиков или комикс про дефолт и спасение банков?
- Эти сюжеты тоже могли бы быть темами картин или инсталляций. Хотя и через портрет можно передать эпоху. Но у нас живописные работы обычно выполнены в жанре подарка, который одно официальное лицо может презентовать другому официальному лицу. На это искусство я смотрю с ужасом. Я не против батыров и юрт, но всему свое место, и люди должны думать о сегодняшнем дне.
Актуальные художники ближе к пульсу жизни, зато внутри страны не продаются категорически. То есть можно преподавать, можно выполнять заказы, оформлять книги. Все остальное - в свободное от работы время. Конфликта отцов, членов Союза художников, и детей, разъезжающих по самым престижным биеннале мира, у нас нет, поскольку это два принципиально разных мира. Первые впадают в транс от необходимости заполнить формуляры, отослать что-то по электронной почте, вторые смутно понимают, что за почет - участвовать в выставке Союза художников. Кстати, Маданов надеется, что, собравшись вместе на конференции, художники найдут какое-то решение, например, создадут отделение актуального искусства.- В союзе старшее поколение художников, работающее другим, выразительным языком. Молодые более свободны - они сидят в Интернете, не ощущают границ, и весь мир им как дом родной. Но им просто некуда пока приткнуться. Еще мне обидно, почему нашими художниками занимаются иностранные кураторы. Ведь Казахстан знают через работы пяти-десяти человек: Ерболсына Мельдибекова, Алмы Менлибаевой, Саида Атабекова, Оксаны Шаталовой.
- Государству это поколение свободных не нужно?
- Государству всегда нужны те, кто выполняет его требования, кто готов писать лозунги. А свободным художникам оно никогда не будет помогать высказаться, поскольку любое высказывание - политика.
- То есть свобода - только за бугром?
- Не совсем. Чем больше я в искусстве нахожусь, тем больше понимаю, что и там “заказывают музыку”. Россия и Азия позиционируются как территория ужаса, шока, чего-то неожиданного. Поэтому на Западе востребованы наши художники, работающие именно с этими образами.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

