6762

Кто заказывает музыку

Кто заказывает музыкуК азахстанские художники решили произвести инвентаризацию своего творчества. Благо под это дело был даже выделен солидный грант от Министерства культуры.

Деньги растянули на серию мастер-классов, выставку и конференцию. Стоит отдать должное давно откочевавшему в стан актуальщиков Галиму МАДАНОВУ ( куратор выставки), который собрал вместе соперников по тендеру. В результате в одном пространстве оказались и живые классики, и те, кто больше известен на Западе. Перед тем как развешивать экспозицию, Маданов впал в легкую тоску.
- Посмотрите, - Галим переходит от одной работы к другой, - проблема в том, что наши художники не рисуют современную жизнь. На этих картинах сплошное мифотворчество и душевные выплески. Например, Европа уже две тысячи лет как городская, а все рефлексирует на тему урбанизации. Мы должны были бы переживать это острее, а у нас основная тема - ностальгия по аулу.
Конечно, сюда не попали “арбатские” пейзажи - юрты, кони и живописные горные речки. Впрочем, цветные пятна, летающие дервиши, портреты в рост и жанровые сценки в духе шестидесятых годов, перенесенные в современные декорации, ничуть не ближе к сегодняшнему дню.
- Сегодняшний день - дело темное и неэстетичное. Что рисовать прикажете - митинги дольщиков или комикс про дефолт и спасение банков?
- Эти сюжеты тоже могли бы быть темами картин или инсталляций. Хотя и через портрет можно передать эпоху. Но у нас живописные работы обычно выполнены в жанре подарка, который одно официальное лицо может презентовать другому официальному лицу. На это искусство я смотрю с ужасом. Я не против батыров и юрт, но всему свое место, и люди должны думать о сегодняшнем дне.

Кто заказывает музыкуАктуальные художники ближе к пульсу жизни, зато внутри страны не продаются категорически. То есть можно преподавать, можно выполнять заказы, оформлять книги. Все остальное - в свободное от работы время. Конфликта отцов, членов Союза художников, и детей, разъезжающих по самым престижным биеннале мира, у нас нет, поскольку это два принципиально разных мира. Первые впадают в транс от необходимости заполнить формуляры, отослать что-то по электронной почте, вторые смутно понимают, что за почет - участвовать в выставке Союза художников. Кстати, Маданов надеется, что, собравшись вместе на конференции, художники найдут какое-то решение, например, создадут отделение актуального искусства.
- В союзе старшее поколение художников, работающее другим, выразительным языком. Молодые более свободны - они сидят в Интернете, не ощущают границ, и весь мир им как дом родной. Но им просто некуда пока приткнуться. Еще мне обидно, почему нашими художниками занимаются иностранные кураторы. Ведь Казахстан знают через работы пяти-десяти человек: Ерболсына Мельдибекова, Алмы Менлибаевой, Саида Атабекова, Оксаны Шаталовой.

- Государству это поколение свободных не нужно?
- Государству всегда нужны те, кто выполняет его требования, кто готов писать лозунги. А свободным художникам оно никогда не будет помогать высказаться, поскольку любое высказывание - политика.

- То есть свобода - только за бугром?
- Не совсем. Чем больше я в искусстве нахожусь, тем больше понимаю, что и там “заказывают музыку”. Россия и Азия позиционируются как территория ужаса, шока, чего-то неожиданного. Поэтому на Западе востребованы наши художники, работающие именно с этими образами.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть