10630

Андрей НОДА, художник: Не хочу быть крепостным!

Имя Андрея НОДЫ в художественных кругах Казахстана более чем известно. Он с завидным постоянством выставляется в различных алматинских галереях, много путешествует. Его работы находятся в коллекциях более чем десятка музеев и галерей на четырех континентах мира. Сегодня в алматинской галерее “Умай” завершается его очередной вернисаж.

- Андрей, какова география ваших выставок?
- География приятная - от Америки до Азии. Наверное, только в Африке не был. Упустил случай выставиться в Каире и Александрии. Московский журнал делал там выставку. Пригласили меня, а я отнесся спустя рукава. Последние мои выставки проходили в Объединенных Арабских Эмиратах, Голландии, Польше, Германии и Москве.

- Как вы оказались в Эмиратах? Кто вас туда пригласил?
- Друзья. Одна выставка была персональная, другая - совместно с французским художником Кристианом ЖАКЕЛЕМ. В Дубае мои картины покупали французы, бельгийцы, американцы, но только не арабы. Им надо скакунов рисовать, как и нашим. Но там должны быть чистокровные арабские скакуны! (А у нас нарисуешь просто крепкую лошадку - и она уходит влет).
Я вообще не пишу картины специально на продажу. Не отрицаю, что мне надо кормить семью, но работать на продажу нельзя. Надо работать для себя прежде всего - как учили раньше. Нет такого, чтобы я сказал: “Вот! Вот это идет!” И начал клепать. Я - профессионал, больше 20 лет живу только живописью и только в живописи, - ни о чем другом не помышляю. Не ищу работу на стороне. Так складывается жизнь, что мне позволительно писать и жить этим.

- Вы счастливый человек!
- Да, я счастлив, а зачем грустить? Есть неприятные моменты, но это - минуты. Хотя счастье - тоже минуты, если даже не секунды. Но философский подход к жизни делает человека счастливым. Мне многого, собственно говоря, и не надо. Иначе у меня был бы свой “свечной заводик”.

- Недавно я беседовала с дизайнером, который рассказал дикую историю: хозяе-ва одного особняка повесили в туалете картины Николая ХЛУДОВА только потому, что им показалось, что его работы подходят под цвет кафеля. А вы не знаете, куда вешают ваши работы?
- Я в первый раз слышу о такой степени бесстыдства. Я был в одном американском доме. Мне было интересно узнать, что там одна моя картина висит прямо рядом с картиной Руффино ТОМАЙО - одного из моих кумиров юности.

- Как вы оказались в Штатах?
- Опять же благодаря моим друзьям. Есть такой арт-центр - на берегу Тихого океана. Там можно жить и работать - писать картины. У меня была студия, апартаменты и возможность много работать. Чем я и воспользовался. Мне все оплачивали, абсолютно все – еду, машину, давали деньги на карманные расходы, а я даже … им работы свои не оставил. Я такого больше не встречал.

- Это программа поддержки художников?
- Да, им был интересен художник Андрей Нода из Казахстана. И они все сделали, чтобы я прилетел, работал рядом с ними и рассказывал про нашу страну. Это было в конце 90-х годов.
Я ездил по студиям, бывал в гостях у керамистов, принимал участие в их работе, в каких-то симпозиумах. За полгода пребывания там я сделал порядка 40 работ (живопись, керамика), еще пришлось заняться обжигом. Потом спокойно вернулся домой и продолжаю жить тут. Попытался себе сделать условия, приближенные к “тихоокеанским”: это студия, автономное плавание.

Андрей НОДА, художник: Не хочу быть крепостным!- Андрей, вы все время “скачете” с одной галереи в другую - то в “Уларе”, то в “Тенгри Умае”, то в “Умае”. Вы не можете найти своего галериста, вас что-то не устраивает?
- Да нет, тут не может что-то устраивать или не устраивать. Я просто не хочу быть крепостным художником.

- Вы считаете, что художники, работающие только с одной галереей, - крепостные?
- В какой-то мере да. Им не позволительны “резкие движения”. Я к этому отношусь скептически. Свобода дороже. Я могу позволить себе выставиться в любых залах, что и делаю.

- Наши галеристы любят ссылаться на западные примеры: мол, там принято так работать - у каждой галереи свой круг художников.
- Не принято! Я встречаюсь с художниками и очень редко попадаются такие, что работают с конкретными галереями. А выставляются они в своих студиях или в муниципальных залах. И нам это никто не запрещает.

- А вы еще не пытались у себя в студии сделать вернисаж?
- Нет, это довольно хлопотно. Все равно приятнее на диване полежать, чем картины развешивать… Студия у нас небольшая. Мы сами ее строили и втроем в ней помещаемся.

- Я знаю, что ваша жена - художница Наталья ЛИТВИНОВА. А кто третий?
- Сын Вася. Ему 6 лет.

- Он тоже пишет?
- А почему бы и нет?

- Андрей, в вашей жизни многое происходит благодаря друзьям. А с основателями премии “Тарлан”, которую вы получили в 2003 году, дружите?
- В данном случае это сильное слово - “дружба”. Нет, мы только перезваниваемся. Мои картины говорят сами за себя, чему я очень рад.

- В связи с кризисом вы чувствуете падение интереса к живописи?
- Конечно. Художник - уязвимое существо. Хотя мы переживали и гораздо более сложное время. И впроголодь жили. Были такие времена: чтобы закурить, ходили на улицу “стрелять” сигареты, ели что попало, чай зеленый обжигали в духовке, чтобы он черным стал. Получив высшее образование, я первые три года работал сторожем в столярном цехе в Караганде ради маленькой каморки. Мы с женой приехали в Караганду по распределению. Искали жилье и таким и сяким образом, снимали - и в итоге стали сторожами. С тех пор те ребята-столяры остались на всю жизнь моими друзьями. Это совершенно замечательные специалисты-профессионалы. Жизнь - она такая: пестрая-пестрая...

- Искусствовед Андрей ЛЕДНЕВ как-то обвинил вас в том, что вы как художник не растете, годами используете одну и ту же технику, тона и мотивы. Есть что возразить?
- В грубой форме? Думаю, это его личная проблема, его личные комплексы. Бог ему судья! У меня много сюжетов, у меня разные колориты, я расту, потому что продолжаю учиться. Почему это у меня “не меняется техника”?! У меня есть выставки фотографии, графики, живописи. Будут выставки скульптуры. Может, через год я удивлю алматинскую общественность: начну ваять скульптуры из дерева, латуни, бронзы - из чего угодно.
Словом, я учусь и расту.

Саида СУЛЕЕВА, фото из архива Андрея НОДЫ, Алматы
Поделиться
Класснуть