Беги - не хочу
Вчера наши корреспонденты побывали в учреждении ЛА155/18 и узнали несколько новых подробностей побега пятерых сидельцев камеры №53. Один из них -
Талгат ЧИГИБАЕВ - был задержан рано утром 7 ноября в доме своих родителей в поселке Алгабас Карасайского района Алматинской области.Напомним, 22 апреля 2009 года около пяти часов утра из исправительного учреждения ЛА-155/18, что находится на 70-м разъезде в Алматы, совершили побег пятеро заключенных: Талгат Чигибаев, Ренат КАЛИЕВ, Павел ЗАЙЧЕНКОВ, Акпар НАКЫСБЕКОВ и Аян АЛИМЖАНОВ. Все пятеро сидели в одной камере. Распилив решетки на окне, они по связанным одеялам спустились во внутренний двор и мелкими перебежками добрались до забора. Следует отметить, что изначально на побег решились шестеро заключенных, но один из них - Ергали АКЖИГИТОВ - упал с четвертого этажа и получил многочисленные телесные повреждения. Остальные пятеро благополучно перемахнули через забор. Пропажу обнаружили только в 8 утра. У экстренно созданной следственной группы с первых же минут расследования появилась куча вопросов, главный из которых: как получилось, что при побеге из учреждения ЛА-155/18, построенного по последнему слову техники, с учетом мировых стандартов, не сработал ни один из заградительных барьеров? (см. “Побег из СИЗО”, “Время” от 23.4.2009 г.).
Вчера сотрудники учреждения уверяли нас: ничего подобного больше не случится.
- Тогда была нехватка личного состава. А из окон камер просматривается свобода и внутренняя территория. Заключенным делать нечего, вот и наблюдали за тем, кто из сотрудников куда и когда ходит, - поясняет заместитель начальника учреждения ЛА 155/18 по оперативной работе Шамиль СИНГАТУЛЛИН. - Просто улучили удобный момент, когда никто не присматривал за этим участком, и побежали.
- А что случилось с камерами видеонаблюдения? - Камеры на тот момент не работали, - включается в разговор начальник учреждения ЛА 155/18 Совет НУРМАНБЕТОВ. - К тому же тут стройка шла. Заключенные подобрали на улице лестницу, приставили ее к забору. А потом прямо на одну из камер ногами наступали и перемахивали через стену.
Не правда ли, удивительная череда благоприятных для беглецов совпадений? Зато сейчас руководство следственного изолятора бодро рапортует: после громкого побега нарушения в охране объекта устранены. Все видеокамеры работают, электрический ток через “колючку” пустили, да и главное - кадровую нехватку решили.
- Учреждение рассчитано на содержание тысячи человек. В данное время здесь находятся 388 заключенных. Их охраняют 292 сотрудника, - отметил Совет Нурманбетов.
На первый взгляд эта образцово-показательная тюрьма больше походит на школу, если не обращать внимания на металлические двери и решетки. Везде чистота, пахнет свежей краской. Как поясняют сотрудники учреждения, ремонт тут - обычное дело: арестанты-курильщики чуть ли не каждый месяц просят эмульсию для побелки пожелтевших от дыма стен. Кроме того, часть осужденных по
“нетяжким” статьям УК РК устраиваются работать в хозяйственный отряд. Одни трудятся в котельной, другие поддерживают чистоту в зданиях и во дворе. А кто-то, как, к примеру,
Саин СЕЙСЕНБЕТОВ, кормит арестантов. - Я осужден за незаконное предпринимательство, - рассказывает он. - Занимался строительством здания. А лицензия на производство особо опасных работ у меня отсутствовала. И тут проверка с финпола в разгар борьбы с коррупцией... Два года лишения свободы дали. Здесь работаю разносчиком диетического питания. Выдаю масло, творог, фрукты несовершеннолетним, беременным, больным туберкулезом заключенным.
Другой сиделец, Тимур НУРГОЖАЕВ, на свободе был водителем. А после того как получил три года срока за нанесение тяжкого вреда здоровью человека, стал работать в тюремной прачечной.
- Здесь хорошо, администрация хорошо с нами обращается, - уверяет Тимур, робко поглядывая на сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. - Администрации большая благодарность. Только хорошее могу про них сказать, - подпела предыдущим “ораторам” Надежда ДУБОВСКАЯ, осужденная на пять лет за хищение денег с заправки, где работала.
А вот встретиться с теми, кто “закрыт” за более серьезные преступления, руководство учреждения ЛА 155/18 нам не позволило.
- Это такая категория людей, на беседу с которыми должны давать разрешения следователи или суды, - пояснил Совет Нурманбетов. - А мы не вправе водить к ним кого-либо.
Сотрудники комитета уголовно-исполнительной системы также сообщили, что в поимке опозорившего их учреждение беглеца Талгата Чигибаева они принимали самое деятельное участие.
- У нас три оперативные группы работали, одна из них находилась за пределами страны, - говорит заместитель начальника УКУИС по Алматы и Алматинской области Ирина ЯКУПОВА. - Мы получили информацию, что Чигибаев может появиться дома - в Алгабасе. Седьмого ноября - день рождения его ребенка и годовщина смерти его бабушки. Вот мы и подумали, что Чигибаев захочет родных проведать, устроили у соседей засаду. И он действительно пришел - там его задержали.
- Дело в том, что наши сотрудники не имеют права врываться в дом и кого-то задерживать. Полномочия на такие действия есть у полицейских, поэтому мы привлекли их к спецоперации. А вообще поимка Чигибаева - это в большей степени наша заслуга, - не преминул добавить Шамиль Сингатуллин.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Ирина МОСКОВКА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

