8735

Анау-Мынау о Текущем Моменте

Ерлан КАРИН, секретарь НДП “Нур Отан”
Патриотизм вопреки
Говорят, у Бисмарка однажды спросили: можно ли построить социализм в отдельно взятой стране? Канцлер не долго думая уверенно ответил: “Можно. Но только в той, которую не жалко”.
Я бы у Бисмарка спросил: можно ли за три года перевоспитать всех граждан и привить им всем искреннюю любовь к своей стране? И не просто привить любовь, а сделать из них настоящих и преданных патриотов своей Родины? Бисмарк, думаю, ответил бы: можно. А что же с этой страной потом делать?

Действительно, можно ли добиться за три года взаимной, чистой и искренней любви граждан к своей стране, своему правительству? Кто-то скажет: что за чушь?! А кто-то просто усмехнется. А зря. Если правильно все запланировать, разработать госпрограмму и под нее выделить деньги, а потом еще поручить ее реализацию лучшим в мире чиновникам - еще как можно. Да так, что вся страна воспылает патриотической любовью. Чтобы никто не сомневался, приведу некоторые сухие данные. Мало кто, наверное, знает, но, оказывается, в 2006-2008 гг. была реализована Государственная программа патрио­тического воспитания граждан Республики Казахстан, в рамках которой было проведено более 800 мероприятий, на что в сумме было потрачено 143,5 млн. тенге из республиканского бюджета. Плюс средства из местного бюджета. Денег, как видно, потрачено немало, но дело-то благородное. Но не это важно, самое интересное и забавное - это результаты. Как следует из отчета по реализации данной программы, “в 2006-2008 годах Министерством образования ежегодно проводились исследования по определению уровня патриотичности казахстанских граждан”. Неизвестно, по какой методике проводились те замеры (!), но далее в отчете на полном серьезе приводятся следующие весьма занимательные данные. Оказывается, по данным социологических опросов, уровень патриотизма в стране в 2006 г. составил 53,4 процента, в 2007 г. - 69,2, а в 2008 г. - аж 90,4 процента. Не знаю, кому пришло в голову измерять уровень патриотизма в стране, но наши чиновники действительно порой демонстрируют поразительную смекалку и изобретательность. Все это время, пока мы спорили и ругались, что, дескать, нашим гражданам иной раз не хватает патриотического рвения, что молодежь совсем уж отвернулась от идеалов служения Родине, что олигархи и банкиры не разделяют наших с вами патриотических чувств, в стране хоть и незаметно, но неуклонно рос уровень патриотизма. В сухих статистических отчетах, правда, не объясняются причины таких внезапных колебаний патриотических настроений в обществе. Хотя, конечно, любопытно было бы узнать: какие именно факторы способствовали резкому скачку уровня патриотизма, например, в 2008 году? Или что мешало гражданам, скажем, в 2006 году любить Родину сильнее, чем два года спустя? Разве неинтересно, какая именно категория граждан составила те 9,6 процента в 2008 году, у которых не обнаружено совсем никаких признаков любви к собственной стране?

Но главный вывод в том, что казахстанский патриотизм, оказывается, есть. Вопреки всем разговорам и сомнениям казахстанский патриотизм как феномен все-таки существует, пока только в отчетах и справках. И не просто существует, а еще с каждым годом возрастает и возрастает, пусть даже доходы самих граждан не растут так стремительно, как уровень патриотизма. Ведь только у нас страну любят не ради, а вопреки.
Жаль только, что финансирование госпрограммы завершилось. Кто знает, может, вся страна уже была бы охвачена тотальной и неиссякаемой патриотической любовью. Правда, что же с этой страной потом делать?

Досым САТПАЕВ, политолог
Исключение из правил
Нас почему-то не удивляет, когда премьер-министр Японии Таро Асо извиняется перед своими сторонниками за допущенные им ошибки и уходит в отставку.
Ну что возьмешь с этих японцев с их непонятным кодексом чести! Или же недавнее самоубийство бывшего президента Южной Кореи Но Му Хена, оказавшегося под следствием по подозрению в коррупции. А что здесь интересного?!

Может, в наших условиях такие понятия, как “совесть” и “чиновник”, противоречат друг другу? И если казахстанские слуги народа, замешанные в коррупционных делах, вдруг займутся суицидом, то страной вообще некому будет управлять.
И уж совсем комично выглядят массовые отставки в британском правительстве Гордона Брауна, где министры и депутаты уходят в отставку лишь потому, что, оказывается, потратили деньги налогоплательщиков на ремонт своих домов, бассейнов, покупку новой мебели, собачьего корма и даже детских подгузников. Наши подгузниками не занимаются. Если воруют, то вагонами. Параллельно оттачивая и без того искусное мастерство отъема денег у населения, естественно, для “государственных нужд”. Одним словом, чем безумнее преступление и грамотнее развод, тем авторитетнее агашка, который все это под вкусную водочку провернул.
И вдруг - сенсация! Едва ли не впервые в Казахстане чиновник подал рапорт об отставке, мотивируя свое решение тем, что несет ответственность за своих подчиненных, один из которых был уличен в получении взятки. Таким образом, прокурор Павлодарской области оказался одним из первых, кто решил последовать совету председателя республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан” сенатора Оралбая Абдыкаримова, который еще в сентябре предлагал ввести практику добровольной отставки госслужащих, подчиненные которых замешаны в коррупции.

Но понимают ли сами чиновники, когда говорят о необходимости реализации принципа “начальник за подчиненного в ответе”, что тем самым закладывается мина замедленного действия практически под всю политическую элиту Казахстана, вплоть до самого верха. Ведь с таким же успехом тому же премьер-министру пора подумать о своей отставке, так как и в его правительстве были коррупционные скандалы в Министерстве обороны, Министерстве экологии и в том же Агентстве по статистике. Более того, некоторые из его подчиненных получили вполне реальные тюремные сроки.
Но мы что-то замечтались! Ведь у нас прав не тот, кто прав, а у кого больше прав. Может быть, поэтому выше­упомянутый Оралбай Абдыкаримов, делая подобные предложения, не забыл привести маленькую оговорку о том, что уйти в отставку можно только добровольно и лишь при согласии вышестоящего органа. Получается, все будет зависеть от двух моментов. Первое - от неких моральных принципов самого чиновника, что в наших реалиях автоматически уменьшает количество потенциальных отставников сразу на 90 процентов. Второе - от желания вышестоящего начальства, для которого коррумпированный подчиненный обычно более привычен и безопасен, чем честный чиновник. Вот и получается, что наша страна сплошь состоит из разного рода оговорок, которые определяют то, как мы живем и по каким правилам.

Айдос САРЫМ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева
Модернизация в головах
Сегодня никто в трезвом уме и памяти не будет отрицать очевидного: пропаганда пропагандой, пиар пиаром, а технологическая (и не только) отсталость Казахстана и России от стран Запада просто колоссальная. Кто-то говорит о десятилетиях отставания, а некоторые уверены и в тотальной неосуществимости идеи “догнать и перегнать”. Но как бы там ни было, делать что-то надо. И вот в наших странах создаются госкомиссии по модернизации экономик, появляется новая риторика…

Созданная у соседей госкомиссия курируется лично президентом Медведевым, который в своей недавней программной статье “Россия, вперед!” очертил направления, которые, по его мнению, позволят модернизировать экономику и общество, сделать их более инновационными. В качестве приоритетных направлений модернизации России выбраны: а) энергоэффективность и энергосбережение; б) ядерные технологии; в) космические технологии и связь; г) медицинские технологии; д) стратегические информационные технологии.
Понятно, что Россия - большая страна, там элементарно больше народа, есть традиции и школы и, соответственно, больше возможностей для мобилизации. Россия в любом случае может себе позволить многое из того, что нам недоступно даже теоретически.
А что мы? Как у нас намерены осуществлять модернизацию экономики?
Наша комиссия под руководством премьера Масимова вроде бы не сидит сложа руки, но пока ее деятельность не вдохновляет. К примеру, на последнем выездном заседании этой комиссии рассматривались “вопросы развития фармацевтического и агропромышленного комплексов, а также туризма”. Но разве обо всем этом не говорится ежедневно? Нет ли подмены понятий? Не путаем ли мы божий дар с бешбармаком?

Я не отрицаю, конечно же, важность фарминдустрии и агропрома, но “модернизация” и “инновации” должны начинаться в головах, причем не только чиновников. Модернизационный дискурс должен начинаться с науки и образования, профанация которых достигла, на мой взгляд, апогея. О какой инновационности можно говорить, если коррупция становится атрибутом образования начиная чуть ли не с детского сада? Не будет никаких инноваций, если “дать на лапу” является главным средством решения всех проблем.
Модернизация - это не совещания и программы, а состояние духа. Она начинается с открытых дискуссий и публичных обсуждений. Надо создавать особый общественный климат, здоровую конкуренцию, а не “заповедники успеха” и “высоколобые шарашки”. Надо начинать с признания, быть может, банальных, а где-то и обидных истин. С обеспечения честности, открытости власти и равноправного партнерства с обществом. Мы не Китай, чтобы в одночасье отмобилизовать и направить на “стройки века” сотни тысяч человек. Мы не Россия, чтобы позволить себе отгородиться от мира и уповать на собственные традиции и научные школы.
Нам такие модели не подходят.
Наша модель модернизации, уверен, должна строиться целиком на опоре на творческую энергию нации, на повсеместном утверждении духа свободы, творческого поиска и честного труда. Новые бренды можно создать лишь за счет того, чтобы предложить миру что-то уникально нацио­нальное или нечто конкурентоспособное на общемировом уровне. Иначе нам никогда не прорваться на мировой рынок с чем-то иным, кроме нефти и металлов…
Поделиться
Класснуть

Свежее