Тигры для взрослых
Пока в мире свирепствует поросячья простуда, и уже нет сил терпеть это свинство, алматинский
художник Абдукарим ИСА провел в музее имени Кастеева выставку в стиле
“тигриной каллиграфии”, которой болеет уже 15 лет. Мастер пишет тигров, только тигров и ничего, кроме тигров.Эскпозицией Иса подвел итог семилетнего творческого периода в жизни ( “персоналок” у живописца не было с 2002 года) и одновременно отметил собственное 60-летие. Квинтэссенцией творческого подхода живописца стала семиметровая работа “Суета сует”: по метру холста на каждый год жизни без личных вернисажей.
Кстати, в 2005 году Абдукарим, будучи единственным представителем Казахстана на международной выставке в Каннах “Мир культуры и искусства”, получил золотую медаль. Естественно, за своих тигров. Информация о награде прошла почти по-партизански: кому сам Иса сказал, тот и узнал. Художнику бы поучиться манерам у отечественных кинематографистов, которые могут распиарить даже участие фильма в конкурсе латиноамериканского фестиваля роликов, снятых на мобильный телефон, но...
- Я не могу заниматься саморекламой, как Никас САФРОНОВ. Это не мое, - говорит Абдукарим. - Честно говоря, я ждал, что награда сыграет важную роль в моей жизни. Думал, проснусь знаменитым. Но наша уйгурская среда не смогла преподнести мое достижение как полагается, и в результате событие осталось незамеченным.
У нас есть Уйгурский культурный центр. Вслушайтесь в название! Они должны заниматься культурой вроде бы. И было бы логично, если бы они преподносили, рекламировали меня как национального художника. А они даже меня не поздравили. Позже спохватились, но время уже ушло. То же самое и с Союзом художников. Даже на компьютере набрать текст о том, что член союза получил награду, и повесить на стенку они не удосужились. Хотя, как сказал один искусствовед, я не помню, чтобы за годы независимости наш художник получал золотую медаль на международном уровне. Тем более - на родине искусства.
Кстати, во Франции мы приглашали представителей казахстанского посольства на выставку, но никто не приехал.
- Ну тут вы не одиноки. То же самое испытал Гали МЫРЗАШЕВ, проводивший выставку в Нью-Йорке. Представитель нашей дипмиссии обещал присутствовать, его прождали полтора часа, но он так и не явился.
- Это чиновники. Они привыкли сидеть тихо и бояться, что художники могут повести себя неадекватно. И чтобы не было проблем, чиновники стараются не светиться на таких мероприятиях.
- А дома коллеги по цеху как восприняли новость о вашей победе?
- Творческая среда всегда эгоистична и завистлива. Зависть не может быть белой или черной - зависть есть зависть. И когда из нас, художников, кто-то неожиданно получает какое-то признание, особенно за границей, все остальные оказываются в шоке. Кто-то сердечно радуется за знакомых, а большинство, конечно, не выдерживает, и начинает плести сплетни. Так было и со мной.
- Может быть, вы просто не против тех дружите? В разборках внутри Союза художников на чьей стороне принимали участие?
- Я в коалициях не участвую. Это театральные представления. Для чего подняли весь сыр-бор, если АКАНАЕВ ( экс-оппозиция экс-председателю Союза художников МЕРГЕНОВУ) в конце концов сказал, что его все устраивает? Мы этими разборками ничего не добились, но в очередной раз подорвали к себе доверие.
И зачем нам вообще союз, я не понимаю. Организация была придумана в СССР для того, чтобы погладить творца по головке и держать его на короткой привязи возле кормушки. Я годами могу не заглядывать в союз, и ничего не поменяется.
- Хорошо, а проведенной выставкой вы довольны?
- Да. На открытие пришло больше 150 человек, и это очень хорошо. Булат АБИЛОВ сказал, что мои картины не повторяются, в каждой чувствуется своя идея, мысль и задача. Хотя везде один и тот же зверь. А молодые девочки сказали еще лучше: в ваших работах есть свобода слова, потому что чувствуется, что вы не думали о деньгах и гнете заказа. В точку попали.
Кстати, меня радует, что большинство посетителей выставки - молодежь. Девчонки подходили, целовали меня. Огорчает то, что мои уйгуры мало ходят. И нашей молодежи на выставке нет. Это деградация нации.
- К вопросу о коммерческой составляющей: вы думаете, что кто-то позарится на семиметровую картину?
- В наше “денежное” время все делают картины “чемоданного” размера. Их удобно покупать. А полотно 7 метров никто не купит. Я писал его, изначально понимая, что в нем нет коммерческой привлекательности. Поэтому и назвал его “Суета сует”: пока все суетятся, я могу позволить себе творить. Слава богу, с голоду не умираю... Это работа для коллекционеров и музеев. Конечно, мне бы хотелось, чтобы появился меценат и забрал себе картину. Но пока его нет. Придется сворачивать и забирать домой.
- А может, вам стоит изменить творческую манеру и рисовать не тигров, а, скажем, коней и батыров?
- Есть художники, которые всю жизнь себя не могут найти. А я нашел. Тигры - это моя тема. Более того, я думаю, что “тигровая каллиграфия” могла бы стать национальным брендом. Мы же сравниваем себя с барсом, а у тюркских народов тигр и есть барс. И год Тигра - это год Барса.
К слову, следующий, 2010 год будет как раз годом Тигра. Полосатый зверь по-китайски - “ху”.
И как говорят умные люди, можно представить себе, что год грядущий нам готовит.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

