5949

харон по предоплате

харон по предоплатеРусский театр драмы им. Лермонтова наверстывает годы ремонта: новый сезон только начался, а на сцене - уже вторая премьера. И снова московского режиссера.

Похоже, спектаклем ВИКТЮКА “Фуршет после премьеры” многие театралы были изрядно фрустрированы. И на следующую премьеру просто не явились. Но те, кто отважился и посмотрел-таки “Пожар в сумасшедшем доме во время наводнения” Владимира ЕРЕМИНА, приятно изумились. В названии эпатажа больше, чем собственно в спектакле. Приглашенный режиссер - наш бывший соотечественник, служивший актером в Лермонтовке. Сейчас он живет в Москве, трудится на трех поприщах: актера, продюсера и сценариста.
Получив приглашение поставить спектакль на родной ему сцене, Еремин в ответ предложил свою же пьесу. За кулисами театра витает слух, что она очень личная и построена на собственных переживаниях. Но в таком сюжете слишком трудно отличить реальные события от художественного вымысла.
В общем, дело было так. Из глубокого похмельного сна главного героя Феликса выводит телефонный звонок. Вежливый голос сообщает, что беспокоят его из фирмы “Харон”, которой он сам себя “заказал”, причем заплатил за это немалую сумму - все деньги за проданную квартиру. Можно представить его состояние, если учесть, что и пил-то он не без повода: жена в сумасшедшем доме, с пассией расстался, устав быть третьим лишним углом в любовном треугольнике, а работу потерял. Сразу после вежливой телефонной просьбы офис-менеджера фирмы никуда не уходить и дождаться киллера в квартиру врывается напористая молодая особа. С такой бодрой завязки и стартует сюжет.

харон по предоплатеКажется, что и дальше мы будем просто похохатывать над веселой комедией положений. Но постепенно все эти выверты - явление любимой, затем ее мужа, пафосное прощание супруга, якобы передающего жену как эстафету более удачливому сопернику, - отходят на второй план. За виражами фабулы пульсирует болючая, затянувшаяся драма, где каждый вынужден делать свой выбор, неизменно принося кому-то страдания. Эдакая энциклопедия любви во всех ее ипостасях: страсть, привычка, Чувство с большой буквы, жалость, пубертатный максимализм. Похоже, распутать этот клубок невозможно, и каждый фигурант уползет с поля боя, глубоко раненный в сердце… Но финал без единого слова умудряется поставить жизнеутверждающую точку одним простым жестом.
В Лермонтовском не любят, когда проводят параллели между Виктюком и Ереминым, но они напрашиваются сами собой - и там, и там на заднике царствует экран, актеры то и дело выходят в зал, масса спецэффектов. Но у Еремина это все как-то к месту и для чего-то важного, а не лишь бы зритель охнул. Актерский ансамбль, вероятно, будет еще некоторое время устаканиваться: кое-кому на сцене порой не хватает внутреннего напряжения - чувства сжатой пружины. Но все это из области придирок. Главное достоинство спектакля в том, что он о сегодняшнем дне, на свежем материале и при этом не выпадает из академичных рамок классического театра.
Кстати, в самом театре говорят, что после этих двух премьер будет решаться вопрос: стоит ли и дальше вкладывать деньги в “аренду” московских режиссеров? Вопрос серьезный, учитывая, что это явно не дешевая и, как уже показывал опыт, довольно рискованная затея. Возможно, есть смысл сделать ставку на поиск собственных талантов. В том же русском ТЮЗе им. Сац с успехом ставят спектакли “свои” актеры - СКИРТА, КРЫЛОВ. А Ольга БОБРИК даже изобрела экономичное ноу-хау - делать современные спектакли на основе уже имеющихся декораций и костюмов. Кстати, их успех нисколько не меньше, чем от затратной постановки. А в Лермонтовском театре тоже немало актеров, которые мечтают попробовать себя в роли режиссеров.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива театра, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее