6858

Жизнь - “зебра”

Жизнь - “зебра”27 октября в акимате Алматы прошел координационный совет по наведению порядка в сфере общественного транспорта города.
Акимат города и правоохранительные органы южной столицы в очередной раз взялись воевать за порядок и дисциплину на дорогах, прежде всего это касается водителей автобусов. Вот только меры эти, похоже, запоздали: только с начала 2009 года алматинские автобусники совершили около 70 ДТП, в них погибли три человека. 15 октября в семье Ахмахановых поминали свою родственницу - 17-летнюю Гульдану, погибшую под колесами автобуса в этот день год назад.

Чиновники на совещании в акимате хвастались: на днях уже расторгнут договор с автобусным парком № 4 на обслуживание маршрутов № 33, 36 и 64. Виной всему - постоянные “приключения” с водителями и пассажирами. К примеру, 9 сентября водитель 33-го маршрута наехал на фонарный столб и покалечил трех человек. А 12 октября в Алматы перевернулся пассажирский автобус, в котором ехали более 40 пассажиров, пятеро из которых сильно пострадали.
Нередки случаи, когда водители общественного транспорта садятся за руль нетрезвыми или “под кайфом”. В этой связи прокурор Алматы Амирхан ЕСТАЕВ даже вспомнил, что в Китае за пьянство за рулем приговаривают к смерт-ной казни. А вот начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимир МЕРЕНКОВ посетовал: автопаркам города не хватает 600 водителей, поэтому приходится привлекать “тружеников руля” из глубинки - отсюда и печальные последствия. В конце концов чиновники порешили, что накануне Азиады в 2011 году Алматы должен избавиться от 800 из 2000 автобусов.
Семья Ахмахановых такие меры только приветствует. Но, говорят они, позаботься чиновники об этом заранее, их девочка, возможно, сейчас была бы жива...

9 лет Гульдана, пока училась в школе, изо дня в день переходила проспект Райымбека по “зебре” между улицами Тургута Озала и Тлендиева. Так было и в роковой день 15 октября 2008 года. В те последние в своей жизни минуты Гульдана, как обычно, уверенно пошла по пешеходке. Два ряда машин послушно остановились перед “зеброй”, пропустив пешехода. Однако водителю автобуса маршрута №339, ехавшему по третьему ряду, правила, видимо, были не писаны. Он несся на всех парах и сбил Гульдану на скорости 112 км/ч! 12-метровый автобус “Мерседес” (госномер X 885 PLM) протащил умирающую девушку еще 80 метров и лишь потом остановился. Смерть Гульданы наступила на месте от открытой черепно-мозговой травмы.
Водителя Тастанбека АЙДАРОВА, жителя Южно-Казахстанской области, задержали на месте. На следующий день было возбуждено уголовное дело по статье 296 УК РК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее по неосторожности смерть человека). Однако уже через два дня по постановлению прокурора Алатауского района Бауыржана МАКУЛБАЕВА водилу... отпустили, взяв с него, правда, подписку о невыезде. Причина - Айдаров был ранее не судим да и семьянином, согласно характеристике, оказался просто замечательным.
Вскоре Айдаров сбежал в родные края. Его нашли только через несколько дней в Карасайском районе и отдали-таки под суд. Алмалинский районный суд Алматы приговорил водителя-убийцу к 5 годам в колонии-поселении.
- Никакого расследования происшествия толком никто не проводил, - сетует дядя погибшей Муслим АХМАХАНОВ. - Мне пришлось самому разыскивать предприятие, которому принадлежал маршрут. Им оказалось ТОО “Дархан Транс-Мир”, которое почему-то передало права на перевозки по маршруту некоему Р. ОСПАНОВУ. Никто, кроме водителя, ответственности за гибель нашей девочки не понес. Хотя, как выяснилось, осужденный шофер работал на маршруте всего 3 дня - его буквально “с улицы” взяли и посадили на автобус! Кроме водительских прав, никаких документов у него не было - ни маршрутного листа, ни медицинского заключения, ни технического осмотра. Однако его боссов не то что не привлекли к ответственности - на суде даже не присутствовали ни директор ТОО “Дархан Транс-Мир” К.ЧАНАШЕВ, ни тот же Оспанов. Ни один человек нам даже соболезнования не выразил, не говоря уже о том, чтобы постараться хоть как-то загладить свою вину.

Родственники погибшей не раз обращались с заявлением в суд о взыскании с виновных компенсации за материальный и моральный ущерб. Но суд их рассматривать не стал.
К тому же в соответствии с законом о лицензировании передача лицензии третьим лицам не допускается. Тем не менее автопарк передал права на маршрут постороннему лицу. В связи с этим отец и дядя Гульданы не раз просили вернуть дело на дополнительное расследование - бесполезно.
- В конце концов мне посоветовали подать гражданский иск отдельно - после того как будет рассмотрено уголовное дело, - рассказывает Муслим Ахмаханов. - Но мой иск постоянно возвращали, тянули время. Я просил, чтобы арестовали имущество и расчетный счет автопарка, но меня просто игнорировали. Однажды сотрудник суда даже пригласил меня в кабинет и заявил: оставь эту затею - ты ничего не добьешься.
В конце концов Алмалинский райсуд все же принял в производство гражданский иск и 23 сентября 2009 года присудил взыскать с Айдарова и Оспанова материальный ущерб в размере 1 млн. тенге и моральный - 300 тыс. тенге. Однако уже через неделю прокурор Алмалинского района Кенжалы УСИПБАЕВ подал протест, требуя привлечь к ответственности еще и ТОО “Дархан Транс-Мир”. На днях в Алматы состоится заседание апелляционной инстанции суда, которая и примет решение по делу о смерти Гульданы.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА и из архива семьи АХМАХАНОВЫХ, Алматы
Поделиться
Класснуть