Ответный удар
Месяц назад наша газета рассказала читателям о похищении сотрудниками КНБ
гражданина РФ Зайнудина МАГОМЕДОВА. Напомню: трое сотрудников нашей спецслужбы сняли российского бизнесмена с авиарейса, следовавшего из Алматы в Душанбе. Приставив к его голове пистолет, они силой вывезли Магомедова из города и передали бывшим партнерам по бизнесу, с которыми у него были финансовые разногласия. Затем похищенного бизнесмена совершенно беспрепятственно перевезли через казахстанско-киргизскую границу в багажнике легковой автомашины. Впоследствии, когда судьбой пропавшего россиянина обеспокоились российские спецслужбы и к его освобождению подключились довольно могущественные силы как в России и Казахстане, так и в Киргизии, было возбуждено уголовное дело. Вести расследование поручили Южному регио-нальному управлению по борьбе с организованной преступностью (ЮРУБОП) МВД РК.
В итоге бизнесмена из плена вызволили, а в отношении трех похитивших его сотрудников КНБ - А. РУСТАМБЕКОВА, Р. ДЖЕТПЫСБЕКОВА и Ф. ЮНУСБЕКОВА - возбудили уголовное дело. Двое из них были взяты под стражу, с третьего взята подписка о невыезде.
В КНБ на это отреагировали заявлением, что их сотрудники действовали в рамках закона: мол, гражданин Магомедов подозревается в терроризме и на руках у него было три паспорта - два российских и один казахстанский. Однако почему подозреваемого в терроризме человека без проведения каких-либо следственных действий передали не киргизским спецслужбам, а нескольким част-ным лицам, в КНБ не объяснили никак.
Зато через два-три дня после выхода публикации в газете “Время” сотрудники КНБ арестовали троих высокопоставленных офицеров ЮРУБОП -
полковников Кайрата ИРЖАНОВА и
Ерлана КЕБЕКБАЕВА, а также
подполковника Александра ВОРОБКАЛО (на правых снимках сверху вниз). Первый безупречно прослужил в МВД 30 лет, двое других - более 20 лет. Причем на Воробкало к тому времени уже было отправлено представление министру внутренних дел на представление ему звания полковника. За что же упрятали в каталажку троих рубоповцев?
За то, за что обычно полицейским ордена дают.
Начиная с весны 2009 года ЮРУБОП работал в тесном контакте с Агентством по контролю за наркотиками Киргизской Республики (АКН КР). Цель - выявить каналы наркотрафика. Для этого правоохранительные ведомства двух стран осуществляли так называемые контролируемые поставки героина. Киргизские оперативники завербовали некоего Сапара Менжиева, ранее за торговлю героином отсидевшего 10 лет в Алматы, а на тот момент проживавшего в Киргизии. Вхожий в криминальные круги, он согласился на платной основе поставлять информацию о транспортировке наркотиков. Одна такая контролируемая поставка была успешно осуществлена. Поставщиков героина, а также курьеров и тех, кто принимал груз на территории Казахстана, задержали. Менжиев получил свое вознаграждение. В принципе, так работают борцы с наркобизнесом по всему миру...
А спустя какое-то время Сапар Менжиев, вроде как сотрудничающий с правоохранительными органами, предложил своему куратору - сотруднику АКН КР капитану Булату КУЛТАЕВУ - под видом контролируемой поставки провезти сначала в Казахстан, а затем в Россию свою партию героина - целых 8 килограммов. Он планировал самостоятельно через известные ему каналы сбыть наркотик, а выручкой обещал поделиться с оперативником. Капитан должен был обеспечить прикрытие. Булат Култаев сказал наркоторговцу, что согласен, а на самом деле написал рапорт своему начальству. Вопрос о проведении операции решался на самом высоком уровне и в Киргизии, и в Казахстане. Чтобы операция не сорвалась, о действиях полицейских было уведомлено руководство таможни и погранвойск двух стран. Группа из трех сотрудников ЮРУБОП, которой руководство МВД РК поручило проведение операции, была усилена оперативниками и следователями из ДВД Жамбылской области и бойцами СОБРа.
15 августа 2009 года Култаев и Менжиев, считавший, что ему удалось подкупить капитана, на автомашине “Опель-Астра” выехали из Бишкека в сторону Кордайского перевала. За ними непрерывно велась слежка. Границу машина с героином пересекла без проблем. Остановились перекусить у придорожного кафе “Ансаган”. И тут Сапар то ли решил кинуть капитана, то ли почувствовал неладное…
Он воспользовался тем, что киргизский оперативник отлучился на минутку по нужде, выскочил из кафе, сел в машину и попытался сбежать. Машину с наркотой тут же блокировали, на Сапара надели наручники. Выяснилось, что он вез почти 7,5 килограмма афганского героина высшей пробы - “999”. Такого количества хватило бы, чтобы половину Алматы на иглу подсадить.
Сапар Менжиев отправился в камеру изолятора Кордайского РОВД. Полицейские двух стран доложили своему начальству об успешном задержании, пожали друг другу руки и разъехались по домам. Прошел месяц, пошел второй. Наверное, об этой операции скоро бы и забыли, если бы не грянула та самая скандальная история с похищением сотрудниками КНБ Зайнудина Магомедова.
Вот тут в КНБ очень кстати и вспомнили о том героиновом деле. А интерпретация событий - это дело техники, в чем толк здесь знают.
Против командовавших операцией двух полицейских полковников и подполковника возбудили уголовное дело. Ситуацию подали таким образом, что они с целью отличиться и повысить показатели раскрываемости преступлений, связанных с наркобизнесом, вступили в преступный сговор с киргизским оперативником Култаевым, а потом вместе с ним склонили гражданина Киргизии Сапара Менжиева к незаконному провозу героина.
Кстати, в постановлении о возбуждении уголовного дела против сотрудников полиции следователь КНБ указывает, что свое преступное деяние они совершили по предварительному сговору с неустановленной группой лиц.
Утверждение забавное. Если следователь КНБ и его руководство не в курсе, что это за группа лиц, могу их назвать пофамильно.
Это директор Агентства по контролю за наркотиками Киргизской Республики генерал-лейтенант милиции НОГАЙБАЕВ, 5 августа 2009 года своей подписью утвердивший план контролируемой поставки героина.
Это главный киргизский таможенник генерал-майор АКМАТОВ, также утвердивший этот план.
Это шеф погранслужбы Киргизии МАМЫТОВ, чья подпись тоже стоит под этим документом.
Это начальник ЮРУБОП МВД РК полковник АЛТАЕВ, отправлявший по приказу руководства МВД трех своих сотрудников на казахстанско-киргизскую границу.
Это зампредседателя комитета криминальной полиции МВД РК полковник полиции АЙМАГАМБЕТОВ, разработавший план-задание этой операции.
Это председатель этого же комитета полковник КУСЕТОВ, которому ЮРУБОП спецсообщением за № 3/11-366 докладывали об успешно завершенной операции.
Это, наконец, два тогдашних вице-министра внутренних дел РК генерал-майор КАСЫМОВ и полковник САВАНКОВ, которые визировали план-задание для отправляемых на границу оперативников и приказ об их командировке.
Может, я чего-то не понимаю и всех этих подписей недостаточно, чтобы контролируемый провоз героина через границу чекисты признали официальной полицейской операцией двух стран?
Или тех, кто разрабатывал и утверждал план этой операции, тоже зачислят в соучастники?
Впрочем, можно предположить, что со стороны КНБ это был ответный ход, реакция на арест трех его сотрудников, попавших с подачи РУБОП под следствие за похищение Зайнудина Магомедова.
Хотя, конечно, нас и впредь будут уверять, что никакой межведомственной войны в наших силовых структурах не наблюдается.
Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

