6834

Самая счастливая

Самая счастливаяВрачи, проводившие кесарево сечение, использовали специальную технику - нужно было все сделать быстро и аккуратно, чтобы не инфицировать ребенка и самим не уколоться и не порезаться. Роды у ВИЧ-инфицированных женщин для павлодарских акушеров не такая уже редкость - успешно сделано более ста операций. Но этот случай особый: Аня (имя изменено по этическим причинам. - Ред.), имея ВИЧ-статус, решилась на вторую беременность. Да еще и двойню родила.

Когда стали известны результаты анализа крови двойняшек, у Ани был день рождения. В павлодарский СПИД-центр женщина пришла побелевшей от страха. Ей часто приходится открывать эту дверь, не зная, какую новость - хорошую или страшную - она получит на сей раз.
- Заходит и шепчет: “Марина Евгеньевна, наши анализы пришли?” - рассказывает заведующая отделением лечебно-профилактической помощи СПИД-центра Марина СОРОКИНА. - Я говорю: пришли, хорошие. Аня заплакала: “Мне в день рождения никто лучшего подарка не делал!”
О своей болезни Аня узнала в женской консультации, как и почти все молодые мамы, наблюдающиеся и лечащиеся сегодня в павлодарском СПИД-центре. Только вышла замуж за любимого человека, забеременела, и вдруг в поликлинике ей говорят: вас приглашают в СПИД-центр...
До замужества у Ани был только один половой партнер - мальчик, с которым дружила со школы, ее первая любовь. В СПИД-центре, услышав его фамилию, подтвердили подозрения: наш клиент. Дальше Аню учили, как рассказать о случившемся мужу, родным, проигрывали все ситуации, в которых ей предстояло оказаться в дальнейшем.
- Сразу говорить мужу мы никогда не рекомендуем, - объясняет Марина Сорокина. - Зачем пороть горячку, человек должен со своей проблемой прожить наедине два-три дня, сжиться с ней, пройти момент психологической адаптации.

Как и другим, женщине объясняли, что всем ее тайну знать незачем - только тем, кому она сама захочет довериться. Надо тебе поплакаться - приди в центр. Здесь не только врачи, но и женщины из НПО, которые уже прошли через это, они лучше, чем кто-либо, могут поддержать. Будет кто-то расспрашивать - почему было кесарево, можно сказать, что по акушерским показаниям. Почему не кормит грудью? Нет молока.
- Мы никого не заставляем ни прерывать беременность, ни сохранять, - говорит Сорокина. - Задача сотрудников центра - предоставить женщине полную информацию о том, насколько много у нее шансов родить здорового ребенка. Если ребенок желанный и женщина решает сохранить беременность, мы ей помогаем.
- Павлодарские акушеры-гинекологи первыми в республике овладели передовыми методиками работы с ВИЧ-позитивными женщинами и техникой проведения гемостатического кесарева сечения, что в совокупности со всем комплексом профилактических меро­приятий позволило нам добиться очень хороших результатов, - объясняет Марина Сорокина.
Из 114 детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных мам, 111 здоровых малышей. Заразилась малышка, родившаяся в 1998 году, когда еще никакой профилактики да и нужных противовирусных препаратов в Павлодаре не было. Сейчас эта девочка уже учится в школе. Второй ребенок с ВИЧ появился на свет у баптистки, которая отказывалась принимать таблетки, упорствуя: Бог дает болезнь, Бог и излечивает ее. И третий был рожден женщиной из неблагополучных социальных слоев, которая вообще уклонялась от всяких обследований.
Аня родила своего первенца красивым и здоровым, сегодня он уже снят с учета. Ее муж тоже оказался здоров (теперь он регулярно обследуется. - О. В.). Несмотря на Анин диагноз, семья счастлива.

- Они очень красивая пара, любят друг друга, и муж относится к их ситуации абсолютно спокойно. А родителям решили ничего не говорить, - рассказывает Марина Сорокина.
Казалось бы, зачем было создавать себе лишние проблемы, снова рисковать? Но Аня не раз делилась с медиками самым сокровенным: она хочет, чтобы у ее ребенка были братья и сестры.
- При повторной беременности на фоне ВИЧ-инфекции риск инфицирования повышается, - говорит Марина Сорокина. - Во-первых, потому, что во время первой беременности женщина уже принимала препараты, у организма идет привыкание, то есть вирус может мутировать и стать не чув­ствительным к ряду лекарств. Во-вторых, идет время, стадия ВИЧ-инфекции продвигается. Нужны другие препараты, другие схемы профилактики и лечения и ребенку, и матери.
Но Аня все же решилась.
- Неизвестно, как сложится моя судьба, - объясняет женщина. - Я делаю все от меня зависящее, чтобы жить долго. Благо сегодня появились хорошие препараты, которые хоть и не излечивают болезнь, но останавливают ее развитие. Но мало ли как со здоровьем сложится, нужно, чтобы ребенок был в этой жизни не один.
Отговаривать ее и на этот раз не стали и в помощи не отказали.
- Можно же было сделать искусственное оплодотворение, например с помощью укольчика, - интересуюсь я у мужа, - чтобы уж точно не заразиться.
- Зачем укольчик, если все это можно сделать естественно, - возражает он. - Мне же объяснили, что риск для меня от того единственного раза без презерватива минимален, а паранойей я не страдаю. Да и вообще, если честно, как-то особо об этом уже и не задумываюсь. Гораздо важнее, чтобы Аня меньше переживала из-за этого и дети были здоровыми.
Со здоровьем у Ани после родов произошли изменения. Пришлось начать антиретровирусную терапию.
- Зато теперь я самая счастливая на свете женщина, - говорит она.

Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail:
ovoronko@mail.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть