5500

Деньги в кассу, искусство - в массу

Деньги в кассу, искусство - в массуЮля СОРОКИНА (на снимке) открыла в Алматы проект Preview - это демонстрация работ художников, больше известных за пределами Казахстана, чем в родном отечестве. Говорит, родине пора знать своих героев, даже если они говорят ей правду в глаза. Вообще именно в среде художников стали зарождаться какие-то революционные идеи - месяц назад они создали свое объединение и обещают буквально ринуться в массы.

- Художники всегда мирно сидели по своим каморкам и не создавали проблем. Что же теперь случилось?
- Надо шевелиться. У нас нет структуры, которая всерьез занималась бы развитием актуального искусства, нет финансирования подобных проектов. И сложилась парадоксальная ситуация: наши художники пользуются популярностью за пределами Казахстана, а на родине, по-сути, никому не известны.

- Может быть, так им и надо? Они же не пишут мирные пейзажи, а норовят сотворить нечто хулиганское, да еще с социально-политическим подтекстом.
- Пейзажи уже никого не интересуют. Демократическая страна (а мы же маркируем себя именно так) - это как раз возможность продемонстрировать критическую точку зрения. Актуальное искусство - одна из составляющих демократии. Так что страна должна знать своих героев.

- А в чем их героизм измеряется?
- В искусстве, как и в спорте, есть своя иерархия. Такой международный форум, как Венецианская биеннале, равнозначен Олимпийским играм. И участие в ней художников везде финансируется государственными структурами - вроде Министерства культуры, а также фондами и только частично - спонсорами. А наши художники ездят в Венецию только благодаря тому, что организаторы биеннале сами находят для этого средства. Интерес к нашему региону сейчас огромный. В той же Венеции уже в третий раз был открыт павильон Центральной Азии, и Казахстан занимает в нем главное место. Парадоксально, но в первую поездку нас поддержали спонсоры из... Киргизии. Отечественные же меценаты предпочитают вкладывать деньги в понятное им искусство или в спорт.

Деньги в кассу, искусство - в массу- Но для того чтобы спонсоры раскошеливались, нужны достижения. Чем похвастаетесь?
- Персональными выставками наших художников в лучших залах мира уже не удивишь. Например, сейчас Ерболсын МЕЛЬДИБЕКОВ демонстрирует свои работы в Лондоне. Гораздо более показательно, что мы попадаем на все самые престижные биеннале - в Венеции, Стамбуле, Сиднее. И везде достаточно широко представлены.

- До сих пор у художников было нечто вроде обиды: дескать, нас тут не понимают, ну и ладно - есть другие страны. Почему вдруг захотели достучаться до родного зрителя?
- Как говорится, не было бы счастья - да несчастье помогло. Сейчас все “халявные” деньги прекратились - нет финансирования через фонд “Сорос - Казахстан”, закрылись многие галереи, работавшие с актуальными авторами. Образовался вакуум. Он, кстати, в какой-то степени выгоден тем, кто уже сделал себе имя: на “пустой поляне” без конкурентов можно казаться звездой. Но это очень плохо для молодых художников, которые полностью дезориентированы. К тому же за десять лет работы Центра современного искусства под крышей фонда “Сорос - Казахстан” не было создано архива. Теряется или уже потерян целый пласт культурной истории. Вот мы и решили восполнить этот пробел.

- Ваши просмотры и обсуждения платные, причем цена за билет совсем не символическая - тысяча тенге. Вы уверены, что к вам кто-то придет?
- Мы в любом случае будем продолжать этот проект, и сбор денег не является его главной задачей. Я вообще уверена, что за любое образование надо платить, если оно действительно необходимо. А приобщение к искусству - необходимое образование.

- А не боитесь, что ваши дискуссии напугают своей радикальностью? У нас же менталитет такой: принято не высказывать свое мнение, а слушать “агашек”.
- Мало ли что “не принято”! Мы будем оригинальны - начнем хотя бы с художников.

- Может, стоило выбрать стандартный путь - Минкультуры, соответствующие департаменты, Государственный музей?..
- У меня большой опыт по привлечению средств. Чтобы получить деньги таким путем, мне потребовался бы примерно год. Кроме того, не секрет: если ты берешь деньги у государства, то должен соответствовать его же магистральной идеологической линии. То же самое со всеми международными фондами. Мне кажется, что настало время стать по-настоящему свободными.

- Вы не зависите от государства, от спонсоров. Для кого же и на кого вы работаете?
- Без зрителей искусство мертво. И наша задача - вернуться в народ, а не ублажать за деньги кучку олигархов. Я говорю не о том, что люмпены бросят пить водку и кинутся в выставочные залы. Но нормальные думающие люди - а это и есть наш зритель - к нам придут.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,
evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее