8796

Дмитрий ВОРОБЬЕВ: Мы были готовы поддержать Есенбаева, но он нас обманул

История с Илийским картонно-бумажным комбинатом (ИКБК), руководство которого попало в поле зрения правоохранительных органов, обрастает новыми подробностями. К сожалению, финансовая полиция поскупилась на детали - на еженедельном брифинге спикер этой силовой структуры Мурат ЖУМАНБАЙ поведал лишь о том, что на предприятии не удалось обнаружить оборудования на сумму 3,35 миллиона долларов.
Между тем по документам это оборудование должно быть на комбинате. Но, увы…
Редакции удалось связаться с компанией, поставлявшей оборудование для ИКБК. Речь идет о тайваньской фирме Latitude Machinery Corp. (LMC), изготовившей и те самые технологические линии, которые финполовцам не удалось найти в Казахстане.

- Проект строительства завода “под ключ” на базе ИКБК очень интересен нам в свете продвижения оборудования на казахстанском рынке, - сказал Дмитрий ВОРОБЬЕВ, директор по продажам LMC по странам СНГ. - В случае его реализации, по первоначальным планам, к настоящему моменту этот проект мог бы окупить вложенные затраты и производить порядка 6-8 миллионов квадратных метров гофротары в месяц как трех-, так и пятислойного картона.

- Скажите, у вас есть ощущение, что генеральный директор ИКБК Болатбек Есенбаев обманывает как заимодавцев, так и вас, а также общественность Казахстана?
- Вы попали в точку, именно такое мнение у нас и сложилось.

- Когда у вас началось сотрудничество с АО “ИКБК”?
- Все началось, если мне не изменяет память, с запроса, поступившего в нашу компанию в 2005 году, на поставку гофрооборудования. Вскоре было и личное знакомство в Москве на выставке “Росупак-2005”: к нашему стенду подошли представители завода, тогда они еще представились как ТОО “NovApak”, и проявили интерес к оборудованию для гофропроизводства компании LMC. Чтобы показать, как реально работает оборудование, мы их пригласили на завод в Россию, где тайваньцами было запущено гофропроизводство “под ключ”. Сняв всю работу на видео, представители завода вернулись в Алматы. Затем, чтобы увидеть собственными глазами, как изготавливается оборудование, на Тайвань в ноябре 2005 года прилетел генеральный директор комбината Болатбек Есенбаев. Обсудив все финансовые вопросы, он заключил контракты между компанией LMC и компанией Bacton International Limited ( BIL - офшорная компания, зарегистрированная на британских Виргинских островах. - М.А.) на поставку линии по производству 4-клапанного ящика Р660 для существующего производства, а также 3-слойного гофроагрегата и автоматических линий Р1000 и Р1600 для нового завода по производству гофротары.

- Чем г-н Есенбаев мотивировал необходимость заключения контракта именно с BIL, а не напрямую с ИКБК?
- Основным доводом послужило то, что это его компания, о чем свидетельствовала его подпись на контракте. Он сообщил, что будет производить платежи поставщику из заемных средств, а так как BIL уже являлся основным поставщиком “большого” проекта, включающего бумагоделательную машину (БДМ) и завод по производству гофротары с общим финансированием более 50 млн. долл. США, из этого следовало, что проект по гофрозаводу чисто технически не мог быть вычленен из общего финансирования “большого” проекта.

- И как дальше развивались события?
- После того как мы получили предоплату в размере 15 процентов, компания LMC приступила к изготовлению оборудования. В августе 2006 года глава компании LMC Мин Лан Хсяо, исполнительный директор Памила Лиин и я посетили ИКБК, где приняли участие в техсовете, на котором решили заменить 3-слойный гофроагрегат на 5-слойный и модернизировать одну из двух автоматических линий, и это привело к удорожанию контракта на 550000 долларов США. Учитывая серьезность намерений АО “ИКБК” и то обстоятельство, что компания уже приобрела у нас две автоматические линии по другим контрактам (которые успешно работают в Алматы и на филиале АО “ИКБК” в Актюбинске), мы решили отгрузить гофроагрегат в Казахстан на АО “ИКБК” с частичной оплатой (в три этапа) и частичными отгрузками, приостановив при этом отгрузку двух автоматических линий. Однако данные оплаты затянулись на срок больше года, что привело к дополнительным затратам на хранение оборудования в порту.

- Кто со стороны ИКБК участвовал в переговорах?
- В январе 2008 года на Тайвань приехал Талгат Есенбаев (первый заместитель Б. Есенбаева). Во время этой встречи были впервые высказаны и вручены в письменном виде претензии и озвучена сумма долга в размере 832000 долларов США. Данная сумма задолженности составляет требование компании LMC об оплате оставшихся 10 процентов, так как хранение оборудования превысило все разумные сроки (более двух лет). В том числе и штрафы по контракту и за складирование контейнеров в порту сроком более трех месяцев, непогашенная задолженность за доставку последней партии оборудования, долг за уже поставленные запчасти. Не получив никакого ответа, мы были вынуждены просить о встрече с генеральным директором ИКБК Болатбеком Есенбаевым. Мы встретились с ним в апреле 2008 года в Санкт-Петербурге в его офисе, где в присутствии его заместителя Виталия Кагана, курировавшего проект завода гофротары, генеральный директор пообещал закрыть все долги и до конца 2008 года полностью оплатить две автоматические линии согласно контракту, сославшись на проблемы финансирующей организации. Насколько мне известно, ваша газета сообщала об этой встрече, и мне очень жаль, что мы не знали об этом, иначе могли бы много чего добавить к этим публикациям, хотя, признаюсь, данные по сделке в целом соответствуют действительности. Стоит также отметить, что на встрече в Берлине в мае 2009 года, последовавшей за этими публикациями, г-н Есенбаев попросил руководство LMC встать на защиту бизнеса ИКБК, и мы были готовы его поддержать, если бы он в очередной раз не обманул, пообещав закрыть долги и доплатить за две автоматические линии.

- В одном из писем генеральному директору ИКБК Есенбаеву говорится о том, что, по-вашему, этот проект был затеян для отмывания денег. Откуда у вас появились такие подозрения?
- Это был своего рода ответ г-ну Болатбеку Есенбаеву, который однажды заявил, что у компании LMC контракт с компанией BIL, а АО “ИКБК” и сам Болатбек тут ни при чем. Из наших многочисленных личных встреч с Б. Есенбаевым мы поняли, что только он один решает все финансовые вопросы. К тому времени у нас была информация, что банкиры Казахстана полностью оплатили оборудование, отправив деньги в BIL, а так как они не дошли до LMC, то у нас и возникли соответствующие подозрения. Между тем компания LMC готова провести ревизию всего поставленного оборудования, понимая, что находящиеся более двух лет в контейнерах автоматические линии - это всего лишь груда металлоизделий и никто другой, кроме нас, не сможет качественно с гарантией произвести монтаж и замену компонентов оборудования, пришедших в негодность при длительном хранении. Мы готовы в срочном порядке допоставить две автоматические линии Р1000 и Р1600, оговоренные в контракте LMC - BIL, для получения гофротары в объеме, заложенном в проекте.
Компания LMC старается решать все проб-лемы за столом переговоров, понимая, что действия отдельных личностей, правовую оценку которым должны дать правоохранительные органы, не могут в целом наложить негативный отпечаток на бизнес-структуры Республики Казахстан.
В заключение еще раз хотелось бы поблагодарить вашу газету за предоставленную возможность высказать мнение компании LMC о ситуации с проектом строительства завода по производству гофротары на площадке ИКБК.

Марат АСИПОВ, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее

Прилетит вдруг волшебник... Территория выживания
Прилетит вдруг волшебник...

В преддверии Нового года в Казахстане появился новый вид мошенничества с заманчивым названием “Тайный Санта”, который уже вскружил голову нашим гражданам: они выкладывают в открытом доступе номера своих банковских карт и мобильных телефонов в надежде получить кулек с деньгами от седобородого волшебника. Но вместо подарка можно схлопотать проблемы на свою голову.

260