Искусство с колес
Мы давно подозревали, что некоторые художники активно используют колеса для стимуляции творческого воображения. Но впервые это произошло так откровенно и наглядно.Искусство - не роскошь, а средство передвижения к лучшему. Известному художнику Молдакулу НАРЫМБЕТОВУ (на снимке) пришла в голову гениальная по простоте мысль: использовать отбегавшие свое автомобильные шины в качестве рабочего материала для создания скульптур. Кроме того что эта практика заведомо дешевле литья в бронзе, она несет в себе глубокий сакральный смысл. Во-первых, покрышки - это отражение основной проблематики нашей жизни. Потому что они черные, как дороги, и круглые, как дураки.
Во-вторых, вот что говорит по этому поводу Канат ИБРАГИМОВ, друг и соратник Молдакула, пока мы пьем чай в глиняной мастерской:
- Резина - очень мощный материал, к тому же абсолютно адекватный времени. Наше богатство и наше проклятие - нефть, а резина - ее производное. Именно резина по-настоящему казахский национальный материал. А не войлок или кожа.
Между тем я вынужден сказать, что действие нефтяного проклятия заканчивается задолго до обители Молдакула. Эта зараза вообще большинство художников обходит стороной, предпочитая обитателей дворцов, а не творцов.
С другой стороны, сетовать на невостребованность Нарымбетову тоже не с руки: недавно американский галерист купил за приличную сумму его работу в металле и заодно положил глаз на резиновый балбал. Но массивные черные фигуры, в обилии рассыпанные по участку художника, пока не продаются, дожидаясь своего часа. Ибо в начале ноября Ибрагимов и Нарымбетов откроют выставку “Махаббат”.
Будет там и упомянутый балбал, и скарабей, толкающий перед собой навозный шарик, и трон на одной ноге. Кстати, по словам Молдакула, одноногий трон символизирует хрупкость персонализированного культа института власти. Вроде бы престол еще на месте, но всю шаткость положения можно оценить, лишь взглянув на него снизу. Еще работу можно трактовать как деперсонализированный символ власти - трон есть, короля нет. Усадить на кресло, в подушку которого вмонтированы три бутылки как символы трех жузов, можно кого угодно. История не нова: постаменты остаются прежними, меняются лишь памятники.
Физически (в смысле - по коэффициенту вложенного физического усилия: на скарабея, к примеру, ушло 5 тысяч шурупов и 50 покрышек) работы Нарымбетова тяготеют к классической скульптуре, а идейно - к современному искусству.
А фактически они повисли в вакууме. Их и к стану Союза художников не припишешь, но и в полураспавшейся среде творцов актуального искусства они как бы не нужны.
- Кто сказал, что современное искусство - это концепции? - говорит Молдакул, и голос его вибрирует от негодования. - Художник должен работать руками! Посмотри, что происходит с нашим художественным образованием. Это же ужас! В школе ребята рисуют натюрморт, в колледже - то же самое и в институте - опять натюрморт. Мой племянник учится в аспирантуре Академии искусств имени Жургенова. Спрашиваю его: “Матисса знаешь?”. Не знает. Учатся они там только ради диплома.
Пытливый читательский ум уже понял, что Нарымбетов давно не в формате. На это у него есть свои причины. Молдакул не вписывается ни в традиционалистский мейнстрим, суть которого сводится к тихим живописным напевам на тему погодных условий, ни в сложившуюся (или уже распавшуюся) канву contemporary art, склонную к эксплуатации стереотипов западного мышления по отношению к диким-диким азиатам.
- Традиционное искусство никуда не продвигается, а так называемое современное совершенно оторвано от жизни. Тех, кто считается у нас культовыми фигурами современного искусства, в Москве - полные подземные переходы, - говорит Молдакул. - Середины, золотой середины нет вообще. И мы ее будем создавать.
Работать руками и головой одновременно, а не по отдельности.
Все правильно, пора уже освободить наше искусство от случайных людей.
Не резиновое, чай.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz , фото автора
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

