10065

Адиль ЖАМБАКИЕВ, директор Уйгурского театра: Театр - это шоу-бизнес

Этой осенью Уйгурский театр открывает свой 75-й сезон. К круглой дате он подходит с новым, молодым директором Адилем ЖАМБАКИЕВЫМ (на снимке) и, соответственно, с большими планами.

Это уже два повода для разговора, но есть еще и третий - после трагических событий в Синьцзяне, где произошли кровопролитные столкновения между уйгурами и ханьцами, в Казахстан зачастили западные журналисты. Они живо интересуются проблемами уйгурской диаспоры в нашей стране. А театр - уж поверьте! - в жизни наших уйгуров занимает одно из центральных мест. Он не только единственный в мире Уйгурский государственный. Так получилось, что театр стал и культурным центром диаспоры, главной площадкой для выступления многих коллективов и просто местом встречи единомышленников. Здесь кроме спектаклей проходят поэтические вечера, конкурсы, здесь чествуют юбиляров и обсуждают общественные проблемы.

- Адиль, любой театр настороженно относится к новому, тем более молодому, директору. Как принял вас коллектив?
- Я не ждал, что меня встретят с распростертыми объятиями, хотя для нашего творческого бомонда я известный человек - и как композитор, и как продюсер. Я создал не одну известную личность и прекрасно понимал, какой сложный организм - коллектив. Сохранить его было моей главной задачей.

- А для вас лично эти полтора года были сложными?
- Конечно, я привык быть независимым и в личном, и в творческом плане. Но как это ни парадоксально, сегодня я успеваю больше. Например, больше музыки пишу к тем же спектаклям. Потому что теперь дело не в моем желании или нежелании, а в необходимости.

- Уйгурский, как и любой национальный театр, изначально ориентирован на зрителей диаспоры. Но вот немецкий уже готов пересмотреть эту аксиому…
- Я тоже считаю, что ориентир только на уйгурских авторов, язык и костюмы - ошибочный путь, который не позволит нам развиваться. До моего прихода география гастролей была небольшой - в основном три района, в которых проживают представители диаспоры. В этом году мы уже побывали в нескольких городах Казахстана и продолжим расширять аудиторию. Давайте подсчитаем: сейчас в Алматы примерно 65 тысяч уйгуров. А учитывая, что не все ходят в театр, при ограниченном таком количестве потенциальных зрителей театр не сможет развиваться. Есть зарубежные исследования, которые доказывают: для процветания искусства и развлечений в городе необходимо пять миллионов жителей и примерно полтора миллиона гостей.

- Как национальный театр может расширить свою аудиторию?
- Я попросил у Министерства культуры и информации аппаратуру для синхронного перевода спектаклей, но пока из-за кризиса это только в планах. Есть и другой выход - у нас уже два спектакля идут на уйгурском языке с переводом через наушники на казахский. Я собираюсь поставить ряд пьес тюркоязычных авторов, что тоже даст дополнительных зрителей. Это же банально - в уйгурские кафе ходят не только представители диаспоры, но и все любители этой кухни, любящие вкусно поесть. С театром должно быть то же самое.

- Какими “блюдами” будете удивлять зрителей?
- Как и в шоу-бизнесе, в театре передо мной стоит задача создать продукт и как можно дольше зарабатывать на нем. Конечно, на поводу у зрителей я никогда не шел, но учитывать их мнение необходимо. Для успешного существования нам необходимо заполнять зал по крайней мере на 60 процентов. Зритель идет в основном на комедию, к историческим драмам интерес угасает уже после нескольких первых спектаклей. Еще уйгуры очень любят мелодраму - это наша национальная особенность, которую тоже учитываю.

- На недостаток современных авторов жалуются все театры. Как вы находите подходящие пьесы?
- Мы их просто заказываем - опять же, как в шоу-бизнесе. Для нас главная проблема не в этом, а в дороговизне гастролей. Мы уже думаем над тем, как делать более компактные и легкие декорации. Кстати, этот вопрос настолько актуален, что директора алматинских театров попросили помощи у Министерства культуры и информации. Например, можно применять в театре проекционные технологии. Тогда для декораций может быть достаточно слайдов, записанных на один диск.

- Вам только дороговизна мешает? В остальном вы востребованы?
- Мы единственный в мире уйгурский театр. Нас постоянно приглашают на фестивали и конкурсы. Например, недавно мы ездили в Азербайджан, были там замечены и получили несколько интересных предложений. Другое дело, что театру трудно существовать без музыки. Поэтому сейчас в стадии решения очень важный вопрос - на нашей базе будет создан Государственный уйгурский ансамбль песни и танца с собственным штатным расписанием, бюджетом на костюмы и постановки, репертуаром. У этого проекта огромное будущее. Это экспортный вариант. Ансамбль очень редко будет появляться в Казахстане. Предположительная география гастролей - Азербайджан, Индия, Турция, Пакистан.

- Это все ваши грандиозные планы или есть еще что-то?
- Еще я очень хочу пригласить архитектора, чтобы сделать внешний вид здания более соответствующим нашему национальному стилю.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее