5915

Взяли за зайца

Взяли за зайцаВ 1961 году в Нью-Йоркском музее современного искусства картина Матисса “Лодка” больше месяца висела на стене вверх ногами, пока кто-то самый умный не подсказал организаторам выставки, что надо перевернуть свои представления об этом произведении живописи. Ну или, на крайний случай, перевернуть само произведение. А на днях в Алматы состоялась бутафорская выставка contemporary art, и трудно сказать, то ли это был крах современного искусства Казахстана, то ли возрождение национальной кинематографии.

В цехах бывшей типографии, некоторое время являвшимися выставочной площадью для центра современного искусства фонда “Сорос-Казахстан”, снимали кино. Точнее - фильм Фархата ШАРИПОВА “Сказ о розовом зайце”. То, что в новой картине молодого режиссера герои приобщаются к искусству, вызывает определенные опасения за здоровье нации. Ведь со времен “Ангела в тюбетейке” персонажам отечественного кинематографа как-то было недосуг болтаться по балетам, операм и выставкам. Они все больше по тюрьмам, кабакам и бескрайним степям передвигались. Выдержит ли отечественный зритель такой удар судьбы?
Впрочем, с ресторанами и всем остальным в “Сказе” тоже порядок.
- Это молодежная драма о приключениях простого парня из Семея, приехавшего в Алматы, - говорит Фархат Шарипов. - Герой случайно попадает в среду золотой молодежи. Детки берут его с собой, он начинает тусоваться... И один из его новых друзей делает ему предложение: найти человека, который бы согласился отсидеть чужой срок. Сам “золотой ребенок” найти такого человека не может, поскольку в кругу его людей способных пойти в тюрьму за другого просто нет.
В нашем фильме будут отражены все социальные классы города. От людей с проспекта Сейфуллина (“биржа труда” в Алматы. - Т. Б.) до тех, кто живет в дорогих особняках. При этом я не делю людей на плохих и хороших в зависимости от уровня благосостояния: они все в первую очередь люди.
Другой вопрос, что наяву я вижу некую потерянность социума. Люди поголовно попадают в жизненную воронку, смысл которой только один - заработать побольше денег. Существует единственное благо, которое определяет уровень твоего существования в этом городе, - материальное. Волей-неволей общество воспринимает тебя только по твоему финансовому статусу. В любой обстановке - на дороге, в ЦОНе, кабинете любого начальника. И это вышло на первый план. Даже если ты сам по себе - состоявшийся человек с крепкими моральными принципами, ритм заставит тебя жить по своим правилам.
Проблема в том, что если так пойдет и дальше и основная масса населения страны забудет о существовании чего-либо, кроме денег, то образуется клановая империя. Те, у кого нет денег, будут плясать под дудку тех, у кого они есть. И никакой альтернативы.

Взяли за зайца- Еще одно наблюдение: у нас богатеют или сразу, или никогда.
- Это факт. Все приходит очень быстро: и богатство, и бедность. Об отсутствии веры в стабильность можно судить даже по банковским кредитам: тебе никогда не дадут деньги на проект, который будет окупаться 10 лет.

- По поводу окупаемости. Как “Казахфильм” подписался на твой фильм и какую судьбу ты ему прочишь?
- Поначалу у нас были свои деньги, и мы искали ко-продакшн. Но потом из-за кризиса деньги исчезли, и мы предложили “Казахфильму” снять фильм на государственные средства. Сейчас деньги опять появились, и мы, может быть, выкупим половину бюджета картины.
Что касается судьбы проекта, то, прежде чем появиться на экранах наших кинотеатров в мае следующего года, фильм пройдет по фестивалям и будет выпущен в российский прокат. У нас уже есть договоренности на этот счет.

- Ты думаешь, фильм будет интересен в России?
- Я не вижу особой разницы в ментальности российской и казахстанской публики. Если кино интересное, его смотрят в любом случае. А мы сделаем интересное кино. Хотя алматинские приколы - это такой скрытый подтекст для понимающих. Ведь у Алматы, как у любого другого города, есть свой ритм, свое дыхание.

- И в чем это выражается?
- Например, Алматы - это город успеха. Причем внезапного. Здесь в порядке вещей потратить последние деньги и купить машину, которую ты себе не можешь позволить. Или вот был рост цен на недвижимость. Кому-то, кто жил вверх по проспекту Достык, сразу на голову упало миллиона два долларов. Что с ними делать? Что-то делают.
Возьми те же модные направления. Начиная с 2007 года у нас воцарилась мода на Англию. Круто стало съездить и отучиться именно в Великобритании. А до этого в фаворе был Нью-Йорк...
Причем то, что зарождается в этом городе, потом распространяется на всю республику. Потому что, как бы Астана ни крутилась, Алматы - это точка отсчета для всего Казахстана.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее