7523

Свой сахар слаще чужого

Свой сахар слаще чужогоНа сахарном заводе АО “Коксу-шекер”, расположенном в поселке Балпык Би Алматинской области, вновь наступили сладкие времена. В начале прошлой недели предприятие приступило к переработке свеклы нового урожая.
Мы стали свидетелями процесса превращения этой овощной культуры в белоснежный сахар.

Свой сахар слаще чужогоНа подъезде к заводу первое, что бросается в глаза, - это горы свеклы за забором. А машины и трактора все везут ее и везут. Началась горячая пора и для аграрников, и для заводчан.
- Чайку с дороги? - после быстрого знакомства предлагает директор завода Александр СОБОЛЕНКО. На столе появляются стаканы, печенье и сахар.
- Вот, пока попробуйте нашу продукцию, - улыбается независимый эксперт Болат МУКАТОВ. - А чуть позже мы вам покажем, как свекла превращается в сахар.

- Сколько у нас в республике сахарных заводов, которые работают на свекле? - интересуюсь у Александра Соболенко.
- В стране всего восемь заводов, из них только АО “Алматинский сахар” в поселке Карабулак получает сахар из сырца, - говорит директор. - Остальные могут работать на свекле, но стабильно функционирует только несколько предприятий. Сахарная свекла, имевшая в советские времена статус “партийно-политической культуры”, в девяностых годах заметно сдала прежние позиции. Сей факт, естественно, сказался и на работе сахарных заводов. Правда, последние несколько лет наблюдается подъем отрасли. Например, в прошлом году было переработано 70 тысяч тонн, а в этом планируем более ста тысяч тонн. Наш завод был построен в 1935 году и с тех пор ни разу не останавливал производство. В сутки мы можем перерабатывать 1,5 тысячи тонн сладких корнеплодов. Для полного обеспечения сырьем мы закупили семена французской селекции и распределили их по хозяйствам. Провели ремонт, обновили мазутопровод, на трех котлах установили новое оборудование. В планах - модернизация производства по европейским стандартам для уменьшения потерь сахара в производстве.

Свой сахар слаще чужого...На промзоне - в заводских цехах - заметна деловая суета. А на кагатное поле (место, где хранится свекла. - Н.П.) идет караван груженных свеклой машин. Первым делом они проходят процедуру взвешивания, а затем отправляются в лабораторию по определению общей загрязненности и содержания сахара в свекле.
- Специальный щуп берет из машины на пробу около 12 килограммов, - рассказывает завлабораторией Татьяна РУББА. - Сначала мы определяем “грязный” вес корнеплодов, а после промывки выявляем сахаристость свеклы. Например, вот сейчас прибор показывает почти 16 процентов содержания сахара в свекле, а до этого в свекле сахаристость была 14,96 процента.
Одни машины везут продукцию на кагатное поле, другие - сразу на “бурячную”. Здесь свеклу струей воды смывают в гидролоток, по которому она попадает на завод. Далее - в свеклорезку, где плоды превращаются в стружку.
- Стружка должна быть 10-12 см, - уточняет Александр Соболенко. - От длины зависит выход сахара.
Свекловичная стружка поступает в диффузионное отделение, где происходит извлечение клеточного сока. Процесс основан на методе диффузии в противотоке “стружка - вода”. На станции очистки и фильтрования цвет сока меняется с черного на соломенный. Очередной этап - выпаривание, а уже затем из концентрированного сиропа варится кристаллический сахар.
Свой сахар слаще чужого- В выпарном аппарате происходит удаление влаги, то есть мы имеем 13-14-процентный сироп, а потом сгущаем до 60-65 процентов, - посвящает нас в тонкости процесса Болат Мукатов. - В вакуум-аппаратах он подвергается увариванию до густой массы, которая состоит из смеси кристаллов сахара и межкристальной патоки (утфеля). Затем методом центрифугирования идет отделение утфеля от межкристального сока: кристаллический сахар остается на сите, а межкристальная патока проходит сквозь него. На следующем этапе сахар пробеливают водой и паром в центрифугах и отправляют в сушильный аппарат. Завершает технологическую цепочку упаковочный цех.

Свой сахар слаще чужогоС момента мойки свеклы до получения конечного продукта - сахара - проходит более двенадцати часов. Процесс, скажу вам, и впечатляющий, и познавательный. Теперь-то мы уж знаем, почем фунт сахара…
- Все в порядке? - спрашивает директор главного инженера завода Николая АНТИПОВА.
- Конечно, - отвечает тот.

- Наверное, непросто запустить такую махину после долгой спячки? - интересуюсь у Николая.
- Конечно. Завод работает с 1935 года, и, естественно, некоторое оборудование старенькое, но у нас все под контролем.

Свой сахар слаще чужогоИ главный инженер побежал дальше.
- Завод набирает обороты, - доволен Александр Соболенко. - Крестьяне стали больше сажать свеклы, и есть надежда, что пройдет несколько лет - и на прилавках наших магазинов в основном будет именно казахстанский свекловичный сахар. Ведь свой продукт слаще чужого.
Повод для такого оптимизма у Александра Александровича есть. Сейчас на “Коксу-шекер” совместно с итальянскими специалистами запускается проект по увеличению урожайности свеклы.
- Средняя урожайность свеклы у наших аграриев сейчас 25 тонн с гектара, а в Европе - свыше 50 тонн, - рассказывает начальник свеклоприемочного пункта Байбазар КАНАБАТЫРОВ. - Причем содержание сахара у них 21 процент, а у нас - 16. Итальянские специалисты говорят, что на наших землях можно поднять урожайность. Правда, в первые годы это будет всего около 40 тонн с гектара, но затем реально догнать до 60 тонн. Думаю, в свекловодческой отрасли начался новый виток, который только положительно скажется и на производителях, и на потребителях сахара.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматинская область
Поделиться
Класснуть

Свежее