Операция “Жизнь”
На днях в Алматы приехал
питерский врач Владислав КУЗОВКОВ.
В республиканской детской больнице
“Аксай” он частый гость.
Для
“аксайской” это уже очередной
“раунд” операций по кохлеарной имплантации: несколько раз в году сюда приезжают иностранные специалисты, чтобы вернуть нашим детям слух: пока в южной столице нет своих врачей, способных сделать такую операцию самостоятельно. Вообще в Алматы все чаще приезжают врачи-иностранцы, чтобы подарить казахстанским пациентам надежду на новую жизнь...
Обретение мира
Пятилетней
Даше СМОЛИНОЙ вернул слух
сербский доктор Ненад АРСОВИЧ. Конечно, она могла обойтись и без операции, но тогда бы вся ее жизнь прошла в вакууме. Диагноз: тугоухость четвертой степени, то есть почти полная глухота, Даше поставили еще в младенчестве. Она практически ничего не слышала, не научилась говорить. Спасал девочку слуховой аппарат, привносивший в ее жизнь хоть какие-то звуки. Правда, малышка почти не понимала их значения. Два года назад ей - одной из первых в Казахстане - сделали операцию по кохлеарной имплантации (см. “Да будет звук!”, “Время” от 26.1.2008 г.). В голову вживили специальный аппарат, и Даша смогла слышать.
-
Она, на удивление, отреагировала на все это очень спокойно, - рассказывает мама девочки Наталья. -
Хотя в один момент на нее обрушился многообразный звукоряд. Сложно представить, что чувствует человек, который после нескольких лет тишины вдруг начинает слышать.
Даша поначалу не понимала, что с ней происходит. Первые несколько месяцев она просто пищала. И только через полгода долгих занятий и упражнений стала произносить первые членораздельные звуки. А вскоре впервые сказала
“мама”.
-
Мне бесконечно приходится отвечать на вопросы: “что это? и “почему? - улыбается Наталья. -
Все дети любознательны, но малыши, которые много лет были лишены возможности общаться с миром, - особенно. К вечеру от разговоров у меня язык болит. Даше нужно объяснять все: она слышит звонящий телефон, но не знает, что это такое. Лает собака, проезжает трамвай, летит самолет - каждый звук для нее как открытие.
Сейчас Даша ходит в обычный садик. Детки приняли ее не сразу: все-таки девочка отличалась от других. Но она влилась в коллектив.
- Я верила в то, что после операции дочь изменится, так оно и получилось, - говорит мама Даши. - Сейчас она даже стихи читает, раньше мы и не мечтали об этом! Да я и сама изменилась. После всего, что пришлось пережить, решила стать сурдопедагогом.
Радость преображения
Лязат ЕЖЕНОВУ оперировал
профессор из Москвы Александр ЛАКА. Он вернул ей уверенность в себе. Она вполне могла жить и без операции. Могла, но не хотела. 29-летняя девушка мечтала, что когда-нибудь станет такой же, как все. Про людей, придавленных жизнью, говорят: согнулась в три погибели. Вот и Лязат не ходила - едва передвигалась, шаркая ногами (см. “Согнулась, но не сломалась”, “Время” от 19.11.2008 г.).
-
Туловище было согнуто под углом почти 90 градусов. Я не могла распрямить спину, из-за этого даже спала сидя, не могла поднять голову, - вспоминает Лязат. -
Разве кто-то мог воспринимать меня всерьез? А я так хотела чувствовать себя женщиной...
Год назад в Алматы из Москвы пригласили профессора, который сделал Лязат операцию. Правда, преображение могло и не состояться.
-
Мне уже потом рассказали, что доктор долго думал, оперировать меня или нет, - рассказывает девушка. - У
меня редкая форма болезни Бехтерева, и, как оказалось, профессор никогда раньше не сталкивался с такими случаями. Я не знаю медицинских тонкостей, но мне сказали: “Ты прошла уникальную операцию - тебе повезло”.
-
Я очнулась после наркоза, лежа на спине, и долго смотрела в потолок: это был такой кайф, вы не представляете! - продолжает Лязат. -
В
тот момент я сполна насладилась жизнью, ведь много лет я просто не могла лечь на спину. Было очень интересно прямо стоять и ровно сидеть. Сначала кружилась голова, но постепенно я стала чувствовать себя увереннее.
В том, что ее жизнь изменилась кардинально, убеждает внешний вид Лязат: яркий макияж, маникюр, кокетливый наряд, игривая улыбка.
-
Я стала совсем другой, - улыбается она. -
Хожу с подругами по магазинам, гуляю, кручусь перед зеркалом. Иду по улице и ловлю себя на радостной мысли: я могу посмотреть людям прямо в глаза!
Легкая сутулость останется у Лязат на всю жизнь. Чтобы болезнь не вернулась, она должна будет делать комплекс специальных упражнений. Она мечтает о семье, хотя мужчины в ее жизни пока нет. Лязат уходит от ответа на вопросы об ухажерах:
“Мне пока не до них…”. Но в ее глазах зажигается плутовской огонек…
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

