13204

Женская неожиданность

Женская неожиданностьВ Казахстане как-то неожиданно разгорелись нешуточные страсти вокруг ношения хиджаба в школах. Не так давно министр юстиции РК Рашид ТУСУПБЕКОВ, отвечая на вопрос посетителя своего блога, сообщил: “Учитывая положения Конституции и закона (“О свободе вероисповедания и религиозных объединениях”. - А. А.), действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций республики”.

Спустя несколько дней последовала ответная реакция со стороны Министерства образования и науки РК. Глава образовательного ведомства Жансеит ТУЙМЕБАЕВ - тоже на собственном блоге - высказался с точностью до наоборот:
“В демократическом и светском государстве одежда хиджаб подчеркивает принадлежность к определенной вере, что несовместимо с задачей общеобразовательной школы. В этой связи в школах республики запрещено ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной вере, а рекомендована единая школьная форма, которая дисциплинирует, подчеркивает статус школьника”.
Казахстан - не единственное в мире светское государство, где вопрос ношения хиджаба из чисто бытового может перерасти в политический.
Например, в прошлом году в Турции в Конституцию были внесены поправки, отменяющие запрет на ношение хиджаба в вузах страны.
А в Бельгии по решению властей со следующего учебного года, наоборот, будет запрещено посещать в хиджабах школы. Исключением станут лишь доктринальные и философские учебные заведения.
Ношение религиозной одежды в школах по постановлению правительства было запрещено в этом году и в соседней с нами Киргизии. Пять лет назад категорическое “нет” хиджабу в школах было сказано и властями Узбекистана.
Определенные ограничения на ношение религиозной женской одежды в образовательных и правительственных учреждениях действуют в Марокко, Египте, Алжире, других африканских странах.
Среди европейских государств полный запрет на ношение хиджаба в 2004 году ввела Франция, аналогичные законы действуют в 8 федеральных землях Германии.
Как разрешится вопрос с хиджабом в школах Казахстана, если уже сегодня в правительстве по этому поводу нет единого мнения? Существует ли в законодательстве правовой пробел? Вот что об этом думают опрошенные нами эксперты.

Антон МОРОЗОВ, заведующий отделом социально-политических исследований КИСИ при президенте РК:
Зачем в школе телепузики?
- Школьная форма для того и придумана, чтобы все дети в образовательном учреждении были равны друг перед другом и никак не выделялись - ни по религиозным, ни по социальным признакам.
Мне совершенно все равно, будут ли ходить школьницы в хиджабах дома или на прогулке, но в школе, я считаю, нужно вести себя в соответствии со светскими законами общества и государства. Есть желание учиться в хиджабе - для этого существуют духовные образовательные учреждения.
Ведь в армии все военнослужащие одеты в единую форму, в чалме никто не служит.
Мне кажется, что если в Казахстане будет официально разрешено посещение учебных заведений в хиджабе, то в скором времени мы увидим на уроках детей в кришнаитских одеяниях или в папахах с шашками наголо. А вдруг кто-то, в конце концов, возомнит себя телепузиком или последователем молодежной субкультуры эмо? Во что тогда может превратиться школа в светском государстве?

Инна КОСОВА, президент Ассоциации школьных общественных организаций РК:
Дети - заложники “взрослых” правил
- Я не вижу никакой необходимости ломать психику ребенка введением каких-либо санкций или ограничений в школах. Тем более что девочки стали заложницами не собственных, а маминых или папиных решений. Несовершеннолетние дети не самостоятельны в жизни, поэтому мне откровенно жаль, когда я вижу укутанного в религиозную одежду ребенка, который уже с детского возраста вынужден жить, во всем себя ограничивая. Мое личное мнение: жить или не жить по религиозным канонам - это должен решать взрослый человек, когда он осознает всю ответственность перед самим собой и перед обществом, которое его окружает.

Виктор МАЛИНОВСКИЙ, член Конституционного совета РК:
Понимание эффективнее запрета
- Боюсь что-то говорить по этому поводу. Наверняка этот вопрос придет к нам (в Конституционный совет. - А. А.), поэтому пока преждевременно делиться своим мнением. Никогда за всю историю независимого Казахстана Конституционный совет не сталкивался с подобной дилеммой. Отмечу только, что я поддерживаю позицию толерантности в обществе: нужны не запреты и ограничения, а поиск путей более глубокого понимания друг друга.

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, директор Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии, руководитель Союза мусульман Казахстана:
Для напряжения нет предпосылок
- Я считаю, что нет каких-то универсальных рекомендаций. Каждая страна с учетом своих традиций, менталитета и культуры должна принимать свои собственные решения. К сожалению, у нас очень часто преобладают стереотипы следования чьему-то примеру. А сейчас мы стоим перед выбором. Допустим, во Франции запретили (ношение хиджаба в школах. - Ред.), а в других странах - нет. Чьему примеру следовать? На мой взгляд, мы вполне можем пойти на разрешение носить хиджабы в школах. Ведь в Казахстане религиозный фанатизм не получил такого общественного распространения, как в некоторых других странах. В той же Турции большие группы населения находятся под влиянием экстремистских течений ислама. А в Казахстане ислам традиционно очень либерален. Поэтому, вводя неоправданные запреты, мы лишь провоцируем ответную реакцию, создаем причину для напряжения в обществе. Хотя для этого нет никаких реальных предпосылок.

Эльвира ВАТЛИНА, председатель правления Детского фонда Казахстана:
Стоит ли ломать копья?
- Статья 6 Закона РК “О правах ребенка” говорит об обеспечении прав и законных интересов детей, о недопущении дискриминации. А запрет на ношение хиджаба в школе можно отнести именно к дискриминации.
Кроме того, в статье 35 того же закона четко сказано: “Государство гарантирует невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих”. Причем нигде не оговаривается, можно в школу надевать хиджаб или нельзя.
Опять-таки, если хиджаб отнести к элементу культуры или религии, никаких законодательных запретов его ношения нет. Конечно, государство у нас светское, но если ношение хиджаба конкретным ребенком не нарушает внутреннего распорядка школы, не ущемляет права других детей и не является препятствием для самого ребенка в освоении обязательной учебной программы, то не стоит ломать копья вокруг этого.

Анатолий БАШМАКОВ, депутат сената, член комитета по социально-культурному развитию:
Не так страшен вор, как дырка в заборе
- В стране, где религия отделена от государства, даже очень набожным людям, как мне кажется, стоит стремиться к уважению светских правил и норм, установленных обществом. Форма, внешний вид - это и есть проявление отношения к религии. Конечно, не стоит насильственно заставлять девочек в хиджабах покидать пределы школы или снимать с себя религиозное одеяние. Англичане говорят: “Не так страшен вор, как дырка в заборе”.
Поскольку в нашей стране уже появились первые симптомы возникновения проблемы, ее нужно будет разрешать законодательно.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее