6310

Все равны перед законом. Но прокурор “равнее”

О принципе состязательности в казахстанском правосудии спорили в пятницу в Астане авторитетные юристы, правозащитники, представители Верховного суда и Генеральной прокуратуры, собравшись за “круглым столом” по проблеме равенства сторон гражданского судопроизводства. Вывод получился в духе дзен-буддизма: состязательность вроде есть, но ее будто бы и нет.

- Законодательно состязательность есть - Конституция об этом говорит. А в реальности - где-то есть, где-то, может быть, еще... не совсем, - с подкупающей честностью признал член Конституционного совета Ильяс БАХТЫБАЕВ.
По его мнению, это зависит от многих факторов, и не в последнюю очередь от профессионализма прокурора и судьи. Он отметил также необходимость “переломить психологию всех участников процесса”, чтобы адвоката воспринимали как правозащитника, который выполняет конституционную обязанность, закрепленную в Основном Законе. Но при этом, по словам г-на Ильяса Бахтыбаева, “между прокурором и адвокатом нет равноправия, и его никогда и не будет, потому что по Конституции у прокурора другой правовой статус”.
С ним согласился и президент Союза адвокатов РК Ануар ТУГЕЛ, “приговор” которого был однозначным:
- Реальной состязательности нет, потому что те полномочия, которые имеет адвокат, и те, которые имеет прокурор, не сопоставимы.
Причину такого неравенства попытался объяснить посол, глава Центра ОБСЕ в Астане Александр КЕЛЬЧЕВСКИЙ.
- Ни в одной стране не бывает, чтобы все было совершенно и работало плавно. Особенно на постсоветском пространстве многое еще необходимо перестроить. Казахстан вышел из системы, скажем так, репрессивной, где силовые структуры занимали большое пространство. Теперь нужно постепенно решать важный вопрос - определять более приемлемое место этих структур в обществе, - заявил дипломат.

Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана
Поделиться
Класснуть