6257

Он не пошел в космонавты

Он не пошел в космонавтыУ Серика АБИШЕВА (на снимке), одного из тех молодых режиссеров, что пока больше принадлежат будущему, чем настоящему, есть редкое для творческой молодежи качество: он не ноет. Он поет.

На всякого Бондарчука найдется свой Тарковский - ребята из нового поколения, которому прочат яркое будущее в отечественном кино, очень разные. Адильхан ЕРЖАНОВ - сумрачный русскоязычный гений, ходячий суперкомпьютер, лично меня морально оскорбляющий своим интеллектом. Эмир БАЙГАЗИН - казах новой формации, очень интересно сочетающий блюдо национального менталитета с соусом европейских воззрений. Серик ИБРАИМ - явственный народник, Владимир ПОПОВ - кинематографист серии dramatic vision.
А Серик Абишев - яркий и легкий, как настроение весной.
В отличие от подавляющего большинства молодых кинематографистов он не снимает так называемые проблемные фильмы, где главная проблема - сам режиссер. Даже в названии его недавней работы “Май” кроется радость жизни, хотя фильм не о весне, а о масле. Впрочем, с маслом у Серика тоже порядок.
- В школе я мечтал стать или космонавтом, или археологом, - говорит Абишев. - А потом брат сказал мне, что профессию нужно выбирать из того, что ты умеешь делать. Я подумал и понял, что, в принципе, делать не умею ничего.

- Да, у таких людей два пути: кино и журналистика. Это я как участник процесса говорю.
- В школе я был активистом, постоянно организовывал разные праздники. Еще любил заниматься рекламой. Свою лепту в выбор альма-матер внес и брат Ахана САТАЕВА, постоянно рассказывающий истории из жизни режиссеров с клипмейкерами. Вот так и поступил в Академию имени Жургенова. В этом году закончил и теперь работаю на картине “Поздняя любовь” с Жераром ДЕПАРДЬЕ. Это уже третий фильм, на котором я тружусь. Если честно, ничему новому после первого опыта я не учусь - иногда даже в голове появляется предательская мысль: “А что я здесь делаю?”. На “Позднюю любовь” пошел только из-за Депардье - было интересно посмотреть, как он работает. Работает он классно: настоящий киношник. Решает вопросы драматургии по ходу пьесы, дает советы напарникам по актерской игре...

- Ты так представлял себе жизнь после диплома Жургеновки?
- Естественно, перспектива работы ассистентом на площадке меня мало прельщает, и я хочу снимать свои фильмы. С каждой новой картиной, где я работаю, все больше убеждаюсь в том, что надо делать свое, причем очень смело. Потому что если робеть, то перед кем? Никто ничего лучше тебя не знает и лишь притворяется профессионалом. Открытий нет.
Думаю, мы с ребятами будем снимать свое кино. Кстати, на прошлогодних “Звездах Шакена” мне дали сертификат “Казахфильма” для запуска полнометражного фильма в 2010 году. Думаю вот, какой сценарий написать. Была одна задумка - показать Казахстан будущего, где все женщины вымерли, но боюсь, не поймут. Еще одна тема - история шымкентского парня в Алматы. По отношению к южанам, а я сам с юга, очень много стереотипов. И, кстати, не только у нас, во всем мире так.

- Многочисленные полнометражные пылесосы денег не вызывают у тебя при просмотре мысль: “Мне бы этот бюджет, я бы такое снял!”?
- Не-а. Пусть тратят деньги! У нас в стране гораздо больше средств уходит просто так - в виде взяток. А тут хоть какая-то польза. Съемочная группа, к примеру, зарплату получает во время работы. Жалеть об этом не стоит. Пусть лучше фильм плохой снимут, чем кто-то тупо положит себе эти деньги в карман.
С другой стороны, “Казахфильм” напоминает мне землю, которую постоянно поливают в надежде увидеть свежие всходы. Никто не задумывается, что в земле нет зерен. Основная масса проектов снимается только для того, чтобы у людей была работа.
Еще одна проблема в том, что наши режиссеры не занимаются самообразованием и не стремятся узнать что-то новое. Как только из народа выходит доморощенный режиссер, он сразу пытается снять что-нибудь нравоучительное.
Но я думаю, у казахского кино будет еще свой Абай.
Нам сейчас нужны фильмы, способные поднять самосознание народа. В этом плане мне нравится недавняя работа Эмира Байгазина: он снял а-ля французский модный фильм, но полностью на казахском языке. Без вариантов.
Меня самого коробит то, что пришлось снять свой “Май” на русском. Ну там актер по-казахски не говорит. Хотя снимать на русском языке уже как-то дико. Нигде этого не делают, кроме России и нас. А ведь это большая проблема.
Так называемая тусовочная молодежь, которая много бывала за рубежом, знает английский язык, не видит в нашей стране никакой перспективы. Они хотят туда, где трава зеленее. Нет у них гордости за свой народ, и Магжана ЖУМАБАЕВА они не читали. Они не хотят бороться. А вот Адильхан Ержанов, хотя и не знает родного языка, - настоящий казах. Он шевелится.
И я тоже буду шевелиться.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail:
tulegen@time.kz , фото автора
Поделиться
Класснуть