8864

Живописцы, получите ваши деньги!

Вчера, 14 сентября, Алмалинский районный суд Алматы сказал наконец свое слово по поводу затянувшейся тяжбы членов Союза художников Казахстана с экс-председателем этой творческой организации Еркином МЕРГЕНОВЫМ, который со страниц нашей газеты назвал своих коллег “придурками”. Суд постановил: Мергенов не прав и должен выплатить каждому им оскорбленному по 50 тысяч тенге.

Толчком к “художественным” разборкам стала наша публикация (см. “Как кисть в горле”, “Время” от 15.10.2008 г.). Оппоненты тогдашнего главы СХК утверждали: почти за 15 лет пребывания на посту руководителя союза Мергенов не оправдал ожиданий коллег. Кроме того, у них накопилась масса вопросов по поводу продажи и сдачи в аренду недвижимости, принадлежащей союзу, в частности - сомнительной сделки СХК с компанией “Эшел”, получившей от руководства союза 67 соток земли в центре Алматы в обмен на 70 художественных мастерских в еще недостроенном доме; продажи выставочного зала площадью 2000 кв. метров, где регулярно выставлялись работы живописцев со всего Казахстана. Осенью прошлого года известные мастера кисти и резца Абдрашит СЫДЫХАНОВ, Бейсебек АКАНАЕВ, Лаура УРАЗБЕКОВА, Серик АЛЬЖАНОВ и другие написали об этом президенту страны и в партию “Нур Отан”. Сам Мергенов - в ту пору действующий председатель Союза художников - на нашу просьбу прокомментировать демарш коллег откликнулся буквально так: “У нас творческая организация - люди несут все что угодно. Они как были придурками, так и остались”. За эти слова сразу десять художников подали в суд на Мергенова, несмотря на то, что через несколько дней тот со страниц нашей же газеты извинился. Художники потребовали признать слово “придурки” порочащим честь и достоинство и компенсировать им моральный ущерб.
Судебные разбирательства тянулись более десяти месяцев. На последнее заседание 11 сентября в суд были вызваны ключевые свидетели - эксперт-лингвист, профессор филфака КазНУ Элеонора СУЛЕЙМЕНОВА, и я - корреспондент газеты “Время” Виктор БУРДИН. В зале суда были заслушаны диктофонные записи интервью с Мергеновым, на которых он несколько раз назвал художников “придурками”. Помимо процитированного газетой текста Мергенов еще раз заявил на диктофон: “Вот эти - кто написал письмо (президенту. - В. Б.), - придурки”. Еркин Тлекович подтвердил суду, что на записи - его голос и он от своих слов не отказывается.

Живописцы, получите ваши деньги!В ходе судебного заседания он не раз повторял, что никаких конкретных людей не имел в виду и что его заявление является лишь “сведением”, а не достоверным фактом. Профессор Сулейменова убедительно обосновала тезис о том, что слово “придурок” является оскорбительным.
- Для того чтобы понять, обидное это слово или нет, проведите эксперимент: примените его в свой адрес, - предложила эксперт.
Судья Нурбике ЕСКЕНДИРОВА поинтересовалась и у меня, считаю ли я слово “придурок” оскорбительным. Я ответил, что если бы кто-то из моих коллег назвал меня так публично, а тем более - с газетных страниц, я бы тоже подал на него в суд.
Что интересно, Еркин Мергенов защищал себя в суде сам - без помощи адвоката. На все судебные заседания он приходил один - без группы поддержки.
В итоге судья удовлетворила иски художников и постановила признать слова Мергенова унижающими их честь и достоинство. Теперь Еркин Тлекович должен выплатить каждому художнику по 50 тыс. тенге. Патриарх казах-
ского изобразительного искусства Абдрашит Сыдыханов отказался брать эти деньги, назвав их “грязными”. Другие художники заявили, что, как только решение вступит в силу, они перечислят компенсацию на счета детских домов.
- С решением суда я не согласен, - поделился с нами после его оглашения Еркин Мергенов. - Я обязательно буду подавать апелляцию в городской суд Алматы. Дойду до Верховного и до международного суда. Я считаю, что никого не оскорблял. Это дело не стоит выеденного яйца. А судебная волокита меня просто убивает - работать спокойно не могу! Надо было мне еще лет пять назад уйти с поста председателя союза. Мне уже семьдесят лет, а меня все поливают и поливают.
- Мы довольны решением суда, - говорит художник Бейсебек Аканаев. - Никому не дозволено безнаказанно разбрасываться такими словами.
- Слова Мергенова имели материальное последствие, - говорит адвокат истцов Культай БИРЖАНОВА. - Например, художник Сыдыханов говорит, что его работы перестали покупать после той публикации. Вообще этот суд - результат многолетнего унижения художников Мергеновым. До этого они все сносили, а председатель управлял ими, как хан. Публично произнесенное “придурки” стало последней каплей, после который художники всколыхнулись.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы
Поделиться
Класснуть