13989

Жезл отчаяния

Неделю назад близ Алматы на дороге в ущелье Алмаарасан произошла страшная трагедия: грузовик китайского производства Steyr 2000 SX 3254 (госномер А 140 DV), принадлежащий фирме “Корпорация Прогресс”, унес жизни десяти человек, включая водителя самосвала Сагидуллу НАЖИМЕДИНОВА (см. “Кровавое воскресенье”, “Время” от 18. 8. 2009 г.). Они погибли там же - на месте ДТП. А на следующий день в 7-й городской клинической больнице умер один из пострадавших.

После этой трагедии МВД обратилось в Генеральную прокуратуру с предложением провести совместную проверку всех автотранспортных предприятий страны на предмет соблюдения трудового законодательства, техники безопасности и создания условий труда и отдыха водителей. В нескольких регионах такая проверка уже началась.

Жезл отчаянияВодитель “китайца” был трезв

А тем временем две комиссии из МВД продолжают расследование случившегося в Алмаарасане. Как сообщили нам в ДВД Алматинской области, на сегодня установлено, что водитель грузовика был трезв. Но результаты расследования пока не оглашаются: в ДВД говорят, что комментарии нужно запрашивать у руководителя пресс-службы МВД Куанышбека ЖУМАНОВА, потому что обо всех деталях они докладывают лично главе МВД. На любые вопросы сотрудники областной полиции отвечают односложно:
- Человеческий фактор...

Что же сделано для того, чтобы “кровавое воскресенье” не повторилось?
В минувшую субботу корреспонденты газеты “Время” вместе со старшим инспектором пресс-службы ДВД Алматинской области Нурумом ИВУЛЛАЕВЫМ и заместителем командира отдельного батальона областной дорожной полиции Максатом УМБЕТОВЫМ проехали по дорогам области.
Одно из мест массового скопления людей - рынок “Алтын-Орда”, расположенный на трассе Алматы - Бишкек. За несколько километров до рынка образовалась автомобильная пробка. На перекрестке у “Алтын-Орды” стоит регулировщик. Люди с пакетами продуктов в руках, несмотря на надземный пешеходный переход и установленную вдоль дороги ограду, отчаянно лавируют между машинами, пытаясь перейти дорогу. Водители сигналят, гаишник крутится как юла, стараясь разгрузить поток, из ворот рынка выходит контролер и пытается хоть как-то упорядочить въезд и выезд машин. Все внимание дорожных полицейских приковано к водителям, но пешеходы сплошь и рядом нарушают правила, создавая аварийные ситуации на и без того перегруженной трассе. Полковник Умбетов сразу оговорился:
- Я - заместитель командира батальона по кадровой работе, поэтому некоторые вопросы, в том числе и по несению службы, вне моей компетенции...

Жезл отчаянияДо поста - вся трасса пуста

Едем дальше. На стационарном посту “Рубеж” УДП Алматинской области работает дежурный наряд, сотрудник миграционной службы и кинолог с собакой, натасканной на поиск наркотиков. Но на пути от рынка “Алтын-Орда” до поста, несмотря на интенсивный автомобильный поток, мы не встретили ни одного экипажа дорожной полиции с радаром. И некоторые водители явно превышают разрешенные здесь 110 км/час. А владелец бордового внедорожника Toyota-Surf, наплевав на ПДД, заехал на разделительный газон, чтобы развернуться. Навстречу ему мчатся машины, но джипер все же умудряется совершить нужный ему маневр.
- Нарушение налицо - где же ваши экипажи? - спрашиваем у Максата Умбетова.
В ответ - молчание...

Технику дали. А где результат?

Раньше гаишные бастыки заученно жаловались: личного состава не хватает, не у всех инспекторов есть служебные машины, с земли не видно пробок, а штатного вертолета в УДП нет. Сейчас все эти проблемы вроде бы решены.
Начальник ДВД Алматинской области Жайлаубек КЕМБАЕВ добился выделения средств на содержание 100 дополнительных штатных единиц дорожной полиции области. Теперь в УДП два полноценных батальона дорожной полиции. На некоторых участках дорог установлены специальные видеокамеры, фиксирующие автомобильный поток. В планах - поставить на всех подъездах к Алматы видеофиксаторы скоростного режима. Из областного бюджета выделили 10 миллионов тенге на аренду частного вертолета, и теперь у дорожных полицейских появилась возможность следить за ситуацией на трассах области с высоты.
- Примерно раз в неделю сотрудники дорожной полиции и журналисты совершают облет дорог, - говорит Нурум Ивуллаев.
Но насколько эффективно воздушное патрулирование? И на этот вопрос у наших попутчиков в погонах не оказалось ответа...
Кроме того, для гаишников купили два “КамАЗа”, оборудованных всей необходимой спасательной техникой. Эти машины должны выезжать исключительно на крупные ДТП. Например, в Алмаарасанское ущелье.
Однако, по словам очевидцев, “чудо-автомобилей” дорожной полиции на месте катастрофы никто не заметил.

Тохнияз КУЧУКОВ,
kuchukov@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматинская область
Поделиться
Класснуть