13886

Подрезали крылья

Подрезали крыльяКак мы уже сообщали, на этой неделе комиссия Евросоюза запретила полеты всех казахстанских авиакомпаний над своей территорией (см. “ Крутое пике ”, “Время” от 16.7.2009 г.). Напомним, отныне путь в Европу закрыт для семидесяти отечественных воздушных перевозчиков, включая правительственную авиакомпанию “Беркут”. Относительно повезло только “Эйр Астане” - ей летать разрешили, но с ограничениями.

Еще три месяца назад мы писали о том, что в середине апреля 2009 года Еврокомиссия уже запретила взлет и посадку в 27 странах Европы шести отечественным авиаперевозчикам: “Кокшетауским авиалиниям”, “Атме”, “Саяту”, Berkut Air, East Wing и Starline KZ. Тогда же в Казахстане побывала комиссия самой авторитетной Международной организации гражданской авиации (ИКАО) (см. “Летательный исход”, “Время” от 11.4.2009 г.).
Аудиторы плотно взялись за комплексную проверку наших авиаперевозчиков - их самолетов, аэропортов, авиаспециалистов и навигационного оборудования. После этого прежний председатель комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома Мухит КУБАЕВ был освобожден от занимаемой должности.
Самый чувствительный удар по имиджу страны - запрет полетов в еврозону для бортов правительственной авиакомпании “Беркут” и авиаотряда “КазАвиаСпас” Министерства по чрезвычайным ситуациям. Отныне, если премьер-министру Кариму МАСИМОВУ или шефу МЧС Владимиру БОЖКО захочется вылететь в Старый Свет на своих самолетах, им придется всякий раз получать специальное разрешение от авиавластей Европы.
Среди тех, для кого померк Старый Свет, - крупнейшая частная авиакомпания в Казахстане Scat, чей флот насчитывает 50 самолетов.

Подрезали крылья- Президент нашей авиакомпании летал в Европу, когда решалась судьба наших перевозчиков. Как выяснилось, у Европы претензии больше не к авиакомпаниям, а к работе авиационных властей страны, - заявил корреспонденту нашей газеты вице-президент Scat Александр ХАЛЕФ. - У комиссии ИКАО было очень много замечаний в адрес комитета гражданской авиации. Видимо, в КГА решили их утаить, но не получилось. Авиационные власти не обеспечивают должного конт­роля, все упирается в малочисленность и неподготовленность специалистов в комитете.
Сейчас, может быть, запрет не сильно скажется на наших авиакомпаниях - в основном самолеты частных казахстанских компаний совершают в Европу чартерные и грузовые рейсы, которых в кризис очень мало. Но в дальнейшем это может подпортить репутацию страны. Хотя мы, естественно, будем учитывать замечания Европы, чтобы работать и дальше.
- Запрет полетов в Европу для наших авиакомпаний - это борьба за рынок, - считает председатель Федерации профсоюзов авиационных работников Казахстана Шмидт САБИРОВ. - Европейцам нужно, чтобы они летали, а мы - нет. Вот и все. Да и тем же российским авиакомпаниям они боятся запрещать летать, потому что Россия - огромная страна с огромным рынком. Она тоже может перекрыть кислород европейским авиакомпаниям. А в нашем КГА сильных специалистов мало. Сами посудите: там сейчас начальником одного отдела назначили дорожника, один из замов председателя вообще не авиационный специалист, председатель комитета - тоже, и плюс жуткая нехватка кадров.

В самом комитете гражданской авиации пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре. Сразу после июльского решения Еврокомиссии Минтранском обнародовал пресс-релиз, в котором пообещал: по мере приобретения современных воздушных судов и выполнения всех стандартов безопасности полетов наши авиакомпании будут выводиться из “черного списка”. Однако когда это произойдет, неизвестно.
Зато чиновники, вместо того чтобы посыпать голову пеплом, нашли способ похвалить себя: “Совместно с Министерством иностранных дел РК проведена работа по дипломатическим каналам и получена поддержка со стороны таких стран - участниц Европейского союза, как Великобритания, Нидерланды и Литва, - сообщает пресс-служба Минтранскома. - В результате этой работы национальный перевозчик Air Astana не попал в “черный список” Еврокомиссии”.
В Минтранскоме обещают увеличить штат инспекции КГА, создать специализированное государственное предприятие по технической инспекции субъектов гражданской авиации, выделить деньги на обучение инспекторов по международным стандартам. На особый контроль в министерстве возьмут создание новых авиакомпаний и модернизацию парка самолетов. Кроме того, в парламент направлен законопроект “Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации”, который призван привести отрасль в соответствие с нормами ИКАО и повысить безопасность полетов.

Мы связались с председателем КГА Минтранскома Радильбеком АДИМОЛДОЙ.

- Радильбек Окенович, как вы допустили, что нашим авиакомпаниям подрезали крылья в Европе?
- Думаю, запрет был введен из-за кризиса. Сейчас идет обычный раздел рынка. Еврокомиссия отстаивает интересы своих 27 государств, а те - своих авиаперевозчиков. Поэтому используются все способы для запрета конкурентов. И в первую очередь это касается советских самолетов Ил-76 и Ан-12, на которых наши авиакомпании изредка летали в Европу, хотя мы гораздо чаще летаем в Азию. Европейские инспекторы, еще не подходя к советскому самолету, уже знают, что найдут там нарушения. С советскими лайнерами невозможно выдержать конкуренцию - большинство из них не соответствует европейским стандартам по шуму и выбросам вредных веществ.

- Но Россия тоже вовсю эксплуатирует старую советскую технику, однако соседям почему-то путь в Европу не заказан. Наши авиаторы обвиняют вас в бездействии.
- Конечно, они будут критиковать власти. Но нужно быть суперменом, чтобы отстоять перед европейцами Ан-12, которому 40 лет и который до сих пор эксплуатируют авиакомпании. Сейчас Минтранскомом принята программа по обновлению парка воздушных судов, с марта 2010 года мы начнем выводить советские самолеты из эксплуатации, и первыми будут Ан-24 и Як-40. В первую очередь мы уберем старую технику из регулярных рейсов, а потом постепенно перейдем к чартерным программам.
Наши авиакомпании вовсю эксплуатируют как советское, так и зарубежное старье. Например, авиакомпании StarLine KZ, “Тахмид Эйр” и Kaz Air Trans летают на “Боингах-737”, которым 28 лет, а авиакомпания Mega эксплуатирует Ил-18, который впервые команду “от винта!” получил еще в 50-е годы прошлого века! Куда уж тут тягаться с Европой...

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее