8264

Кто кому насолил?

Кто кому насолил?Костанаец Сакен СЕЙДАЛИН (на снимке) вот уже 11 лет не может вернуть незаконно отнятое у него имущество.
Сакен Канапинович в этом году уже оформил пенсию. С утра до ночи трудится на огороде, разбитом у своего небольшого домишки. Оно и видно - ни травинки сорной, ни былинки. Как устанет, ляжет на установленный тут же под навесом топчан и любуется на дела рук своих. Жить бы Сакену Сейдалину и радоваться жизни, но не дают покоя обиды, нанесенные ему государевыми людьми полтора десятка лет назад. Воспоминания о тех событиях - словно соль на раны. Кстати, о соли. Из-за нее и случился весь сыр-бор.

В конце 80-х, которые сегодня принято называть лихими и дикими, Сейдалин придумал, как разбогатеть. Узнал он, что на местном озере Уркаш в дореволюционные годы процветала добыча пищевой соли.
- Ту соль называли царской, - рассказывает Сакен Канапинович, - потому что ее отправляли прямиком к императорскому столу. Была она чиста необыкновенно, а спрос на нашу соль был столь велик, что ее закупали Англия, Германия и Франция.
Вот Сейдалин и решил возродить старинный промысел. Вместе с родственниками вложил в дело хорошие деньги, приобрел технику, заказал производственный проект, сам придумал новую технологию добычи и даже запатентовал ее.
- Проблемы начались в 1991 году, - вспоминает Сейдалин. - Районные чиновники не стали подписывать нам земельный акт. Дело дошло до суда, и я в конце концов плюнул. Работа остановилась на четыре года, пока в область не назначили акимом Балташа ТУРСУМБАЕВА. Он узнал о моем проекте и предложил его возобновить, пообещав поддержку. Но вскоре и его сменили…

А Сейдалин уже успел скооперироваться с еще одним местным предприятием. Как это обычно бывает, партнеры скоро стали конкурентами. И эта конкуренция сложилась не в пользу нашего героя, который убежден:
- Они нашли подход к тогдашнему акиму области Токтарбаю КАДАМБАЕВУ (ныне - депутат парламента РК. - С.К.), который в конце августа 96-го принял решение об упорядочении добычи соли на озере Уркаш и обязал местное РОВД устроить охрану озера.
Через три недели после появления документа все имущество предприятия Сейдалина было изъято сотрудниками райотдела внутренних дел. Формальной причиной для этих действий стало отсутствие у предпринимателя лицензии на добычу соли (заявку на получение которой он отправил еще за полгода до описываемых событий). Однако служивые явно перестарались, что и было установлено в двух судах, в решениях которых прямо записано: “Сотрудниками… превышены полномочия и нарушен процессуальный порядок при изъятии имущества МЧП “Есет”. Согласно письму прокурора арест имущества не санкционировался. Изъятие имущества происходило без составления каких-либо процессуальных документов”.
- Они подъехали к нашему лагерю у озера и устроили обыск в жилом вагончике, - вспоминает Сакен Канапинович. - Все перевернули вверх тормашками, вскрыли сейф, изъяли оттуда ружье с патронами, угнали ГАЗ-53. На другой день приехали с трактором, подцепили оставшиеся технику и вагончик и отволокли на машинный двор крестьянского хозяйства “Дружба”.

Среди имущества, которое умыкнули, оказались снабженный спец­оборудованием трактор ДТ-75, водораздатчик, прицеп с листовым металлом, сварочный агрегат, скрепер. Противостоять набегу людей в погонах предприниматель не смог. По его словам, победил тот, за кем была сила.
Доказывать свою очевидную правоту и добиваться возвращения собственности Сейдалину пришлось полтора года. В октябре 96-го он получил ответ на свою жалобу из областного УВД за подписью тогдашнего начальника Николая КИЛЬМАШКИНА, в котором позиция силовиков была изложена предельно откровенно: “ Техника была перемещена… согласно устного указания акима района на основании решения акима Костанайской области”.
Так или иначе, но суды дважды (в январе и марте 1998 года) обязывали Камыстинское РОВД вернуть отобранное имущество законному владельцу. Но полицейские уперлись. Упираются и до сих пор. Возможно, они и рады бы исполнить вступившие в силу судебные решения, но уже не могут.
- Всю мою технику давно уже разворовали и уничтожили, - говорит Сейдалин. - Никто ее не охранял, никто за ней не ухаживал. Сейчас от нее остались рожки да ножки. Зачем мне теперь эта груда металлолома?
Замначальника Камыстинского РОВД Рашид КИЗДАРБЕКОВ об этой истории впервые узнал от меня.

- Я здесь человек новый, и мне об этом не рассказывали, - сообщил он. - Но в любом случае не буду комментировать ситуацию, потому что у нас для этого есть пресс-служба.
Впрочем, сотрудники этого отдела удовлетворить мое любопытство тоже не смогли, а запрос, адресованный начальнику областного ДВД Булату БАЙЖАСАРОВУ, остался без ответа.
На следующий день после того, как в РОВД узнали о скандале с собственностью Сейдалина, в здании полиции появился судисполнитель Иса БЕКМУХАМЕДОВ. Он вручил тамошнему начальству предупреждение о добровольном исполнении решения суда. В случае неисполнения силовики могут быть привлечены к уголовной ответственности.
- Исполнительное производство по делу возбуждено 7 июля, - сообщил начальник управления администратора судов Костанай­ской области Сагинай ТАЛКАНОВ. - При разбирательстве жалобы Сейдалина было установлено, что приказа на исполнение судебного решения в Камыстинском районном отделении администратора судов нет. Взыскатель представил нам оригинал этого приказа, и мы сразу начали активные действия.
Как полицейские будут возвращать то, чего уже нет? Можно предположить, что судисполнители, установив факт невозможности исполнения решения, изменят порядок взыскания. Тогда у Сейдалина появится право на получение из госбюджета денежной стоимости отобранного у него имущества. А если учесть, что в 1996 году все это добро оценивалось в полтора миллиона тенге, то теперешняя его стоимость наверняка ударит по казенному кошельку.

И кто кому в итоге насолил?

Стас КИСЕЛЕВ, фото автора, Костанай, тел. 8-777-2265521, e-mail:
stas_kiselev@rambler.ru
Поделиться
Класснуть